Парадоксы воспитания
Целое искусство
Как вы думаете, есть ли на свете родители, которые не мечтают о хорошем, послушном, кудрявом ребёнке? Кудри даст природа, а вот всё остальное, считают многие родители, зависит от воспитания. А уж воспитать-то они сумеют!
Другие, особо продвинутые, набираются знаний из умных книжек. Будущий отец, глядя в магазине на чужого ребёнка, выгибающегося дугой в истерике («купи-купи-купи!!!»), про себя думает: «Вот уж у меня точно такого не случится!»
И вот у молодого отца, который никогда не пил, не курил, отлично зарабатывал и деньги копил, появляется малыш. Но, несмотря на примерное поведение во время беременности его примерной жены, роды проходят тяжко и рождается ребёнок, больше похожий на дьяволёнка, чем на ангела. Девочка-то красивая, но, с точки зрения взрослых, чрезвычайно вредная. Ей не угодить. Вам нужна средняя порода собак, если ребенок в семье.
Приходит папа домой с работы, снимает офисные брюки и надевает домашние штаны. С трёхлетней девочкой истерика - зачем папа снял те брюки и надел другие? Папа уже и сам не рад, он готов снова влезть в офисный костюм, да только маленького тирана это уже не устраивает. Нет, теперь нельзя снова переодеваться! И начинается плач с катанием по полу. Ну, как с таким ребёнком куда-нибудь пойдёшь, ведь стыда не оберёшься! И понимают молодые родители, что не всё так просто в процессе воспитания, слишком много в нём загадок и белых пятен.
До сих пор, говоря о воспитании, мы не говорим о науке, а можем говорить только об искусстве воспитания.
Но даже искусством это трудно назвать. Ведь если Роден создал своего «Мыслителя», то и «Поцелуй» у него получится шедевром.
А вот если у родителей шестеро детей и всех одинаково воспитывали - то почему один известный учёный, а другой трутень и выпивоха? Почему одна дочь только на себя надеется и ни на чьей шее не висит, а другая только и думает: кто, что и почему ей должен?
Как же тут ориентиры найти, как понять, что ты делаешь правильно, а что - нет? И вообще, зависит ли здесь что-нибудь от тебя?
Давайте из приведённого примера выделим одно слово: одинаково. Родители одинаково детей воспитывали, а вот были ли дети одинаковыми? Ответ простой: дети все разные.
И тут мы сталкиваемся с альфой и омегой воспитания - индивидуальным подходом. И сшибает нас эта альфа с омегой с ног, и застываем мы в полной растерянности, где, в какой книге найти правильный ответ? Чтобы точно знать, какой индивидуальный подход применим к моему единственному и неповторимому.
В семье не без урода
Известно, что механизм развития - это подражание. Это знали все мудрецы ещё до нашей эры. И Сенека был уверен, что «трудно привести к добру нравоучениями, легко примером». Подобных высказываний множество, я выбрала наиболее краткое.
Мы с вами знаем, что вежливость можно воспитать только вежливостью, а не криком и пинками. Но если всё так просто и понятно, то без сбоев работало бы правило: яблочко от яблони недалеко падает. Но ведь в чём заковыка... Наблюдения за жизнью привели меня к странному заключению: ребёнок сам выбирает, кому подражать! И вместо того, чтобы подражать достойным родителям, выбирает в качестве объекта для подражания совсем что-то несуразное.
Кто не знает историй, подобных той, что я расскажу? Каждый из нас иногда возвращается к мудрой банальности: в семье не без урода.
В одной семье ещё до Второй мировой войны родилось двое детей - мальчик и девочка. Ну и что тут особенного, спросите вы. Особенного в этой семье было предостаточно. Дед этих детей был из дворян, имел соответствующее воспитание и манеры, а также образование: знал семь европейских языков. Но, кроме начитанности и прекрасных манер, имел он ещё страсть к наукам и был учёным, известным не только в России, но и за рубежом. Дочь и зять были людьми благовоспитанными и достойными, языков знали чуть меньше, всего по пять, но манерами отличались аристократическими.
Родителям и деду очень хотелось верить, что дети наследуют то, что копили в генах их предки! Но неисповедимы пути Твои, Господи! Человек предполагает, а Бог располагает.
Девочка и впрямь пошла в породу. Школу окончила с золотой медалью, университет с отличием, и сразу же - хорошая работа, на которой умудрилась зарекомендовать себя так, что заняла уникальную должность, в Ленинграде тогда единственную. Да, дочкой родители могли гордиться.
А вот мальчик, сын, наследник, носитель гордой дворянской фамилии и прдолжатель традиций – что он? Он стал подтверждением правила «в семье не без урода». Нет, внешне мальчик был необычайно привлекателен. Сошедший с небес ангел: белокурые локоны обрамляли чистое лицо с голубыми глазами. Невинный взгляд прекрасных глаз помогал ему врать и изворачиваться на каждом шагу. Люди, знавшие ребёнка с рождения, вынуждены были признать, что он родился с какой-то неистребимой изысканной порочностью, тягой ко всему запретному, мерзкому и грязному. Уже с раннего детства ему нравилось не просто произносить, а смаковать такие слова, которых мы с вами стыдимся.
Был он неглупым и очень хитрым, а потому даже при его беспечности учился средне. Тяга ко всему низменному проявлялась у него и в манере одеваться, и в выборе партнёров по общению. Сколько бы сил, любви и внимания ни вкладывали в него родители и уникальный дед, всё шло прахом. Хорошее к нему не приставало. Нет, он не спился и не попал в тюрьму и даже окончил институт. Но всегда чувствовал себя как рыба в воде среди алкашей и бомжиков. Ни первая, ни вторая, ни третья жёны не могли вытряхнуть его из грязных носков и заставить без скандала мыть руки и чистить зубы. Внешность его в детстве и юности могла сравниться с внешностью Дориана Грэя, но у нашего героя не было волшебного портрета и с возрастом все его пороки, как и положено, отразились на лице. И былая красота только подчёркивала его порочность.
Зачем я в своей статье о воспитании рассказываю истории, которые подрывают сами основы воспитания? А для того, чтобы мы с вами не впали в ужасный грех гордыни. И если нам с вами повезло и Бог сделал такой подарок - хороших детей, - то мы должны скромно преклонить колени в знак благодарности и не думать, что вот это у нас так здорово получилось! И не осуждать мать - кандидата наук, пусть и психологических, у которой сорокалетний сын работает сторожем на предприятии. Отца, который столько сил вложил в дочь, а она не хочет ни работать, ни учиться, а самое любимое её развлечение - в кафе петь караоке. Хотя она мать двоих детей. Получив престижное платное образование, удобно усаживается на шею родителей и отговаривается тем, что подходящей работы ей не найти.
Поэтому не стоит надеяться, что в деле воспитания наши усилия обречены на успех.
Шахматисты- неудачники
Поговорка «в семье не без урода» может служить утешительным призом для семей, где пятеро, шестеро и более детей. Ну, а если у вас ребенок один- единственный? И такой вот необычный... Никакое воспитание его не берёт!
И тут на ум приходят отягчающие слова Демокрита: «Не следует растить детей - ненадёжное это дело; ибо удача достигается ценой борьбы и забот, в случае же неудачи страдание ни с чем не сравнимо».
Если всё так уныло, на кой чёрт я связалась с такой темой? И с какого бодуна так пессимистически начала? А вот для того, чтобы мы с вами понимали всю серьёзность этого дела. Чтобы с нас слетела гордыня, что, мол, всё в наших руках и человек сам кузнец своего счастья. Кузнец-то кузнец, да только в деле воспитания скорее ювелиром нужно быть.
Но, спросите вы, может быть, всё-таки есть какие-то рекомендации - как бы исхитриться, чтобы вырастить ребёнка здоровым и воспитать порядочным? Вон Макаренко даже из шалопаев формировал активных строителей коммунизма, а мы чем хуже?
Точно не хуже. Но вначале я хочу поговорить с вами об уме. Я расскажу, а вы послушайте, да сами и решите, нужна здесь эта байка или нет.
Одна моя знакомая считает себя очень умным человеком. Постоянно подчёркивает: вот это я сделала хорошо и правильно, здесь я тоже лучше других поступаю. Слушая её, спорить не хочется. Вроде действительно рассуждения разумны. Но если посмотреть по результату? «Если ты такая умная, то почему такая бедная?»
Профессионально наша умница мало чего достигла, семьи не создала, сына никто не назовёт успешным, а материально подопытная наша мышка живёт куда ниже среднего класса, который Путин с Медведевым всё по стране разыскивают. Да и круг общения, как основной показатель интеллектуальности, у нашей умницы состоит не то чтобы совсем уж из круглых... Но яйцеголовых среди них точно нет.
Кого мне напоминают такие люди? Шахматистов-неудачников, которые говорят: вот я такой ход сделаю - это гениально, и такой ход я придумал, просто супер. А в результате проиграл.
К чему это я вам всякими посторонними байками голову забиваю? А байка эта к делу имеет прямое отношение. Практика - критерий истины. Слова эти несправедливо приписывают В.И. Ленину. Но это нам неважно, а важно то, что, выбирая любой метод воздействия на драгоценное чадо, мы всё время должны проверять результативность. Ориентироваться на результат. Вот тогда мы с вами будем поступать по уму.
Умный человек - это человек, мыслящий стратегически. Он подбирает тактические ходы в соответствии со стратегическими задачами. Вот это в воспитании самое главное. Всё время вперёд смотреть надо. Думать- думать-думать, как наше слово отзовётся.
Никаких универсальных рекомендаций в изматывающем деле воспитания нет. Показательный пример - наказание. Кому-то из детей и сердитый родительский взгляд наказание, а другому «хоть кол на голове теши».
Вы меня по имени-отчеству, пожалуйста
Хочу вас вернуть к байке про результативность. Вот мы с вами все умные книжки читали. А в книжках чёрным по белому написано, что надо ребёнку объяснить, разъяснить. И нам с вами так сладко читать эти рекомендации! Так приятно верить во всемогущество слова! Воспитание при этом превращается, прямо скажем, в дело незамысловатое и незатейливое.
Например, приходит домой ваш сын, гораздо позже, чем хотелось бы. Вы тут беспокоитесь, с ума сходите, а он, видите ли, девушку провожал. Веря во всемогущество слова, вы его просите: «Сынок, не задерживайся так, я волнуюсь». Он вам на это говорит: «Конечно, мама, я больше задерживаться не буду, пусть моя девушка топает домой одна. Да и вообще, зачем мне всякие там девушки? А то ты из-за них так беспокоишься».
Скажу вам по секрету, что на свете действительно существуют дети и даже взрослые, которые блюдут интересы других пуще своих. Можно сказать маленькому ребёнку, что игрушки отнимать у других нельзя, потому что детки от этого плачут. И ребёнок поймёт, и уже никогда за чужим руку не протянет. Такого ребёнка нет нужды наказывать, достаточно посмотреть на него с укоризной. Но не ко всем детям это применимо.
Поэтому я снова вернусь к СЛОВУ, которое было вначале. И в деле воспитания тоже вначале должно быть слово. Даже самому маленькому ребёнку нужно объяснять, разъяснять, с ним нужно разговаривать. Но разъяснение - это не нотация! Разъяснение - это разговор на равных, это общение, основанное на уважении. А вот нотация – это унижение.
Я точно знаю, что никакое воспитание невозможно без уважения к ребёнку, к человеку, пусть пока маленькому, но равному вам! Вот когда будет у нас уважение к ребёнку, когда родители не посмеют бить его по лицу на морозе рукой в кожаной перчатке, высмеивать девочку, кричать мальчику, что он ублюдок, - вот тогда и настанет у нас эра милосердия и мы будем жить в демократическом обществе.
Окончательно превращая свою статью в проповедь, призываю вас: разговаривайте с детьми, и разговаривайте уважительно. Я знаю замечательного мальчишку, к которому родители иногда обращаются по имени-отчеству. Уважительное общение с ребёнком - залог контакта, без которого никакое воздействие невозможно. Ведь любое воспитание - всего лишь побуждение к самовоспитанию. Мы никогда не сможем заставить ребёнка быть честным или трудолюбивым, мы только можем побудить его стать таким. Но если нет контакта, если заблокирован приём наших благоразумных слов - разве можно чего-нибудь добиться?
Прямая выгода
Мы с вами живём не первый год и знаем, что не всегда даже самое разумное слово бывает услышано другим человеком. Даже самым маленьким. А почему? Да вы сами знаете. Он не услышит, потому что ему это невыгодно. Разве кому-то хочется убирать за собой игрушки или делать уроки? И призывы тут не действуют. Также, как и на родителей, когда их призывают больше общаться с ребёнком. Одни отвечают: а мне некогда, мне надо обед готовить, с подружкой поговорить... Другие говорят: а мне с ним неинтересно, вот подрастёт, тогда и буду разговаривать. Родителям тоже невыгодно слышать разумные слова, что уж говорить о ребёнке?
Поэтому наша с вами задача сделать так, чтобы ребёнку оказалось выгодно быть честным, аккуратным и трудолюбивым. И вот в этом нелёгком деле словами никак не обойдёшься. Обходиться придётся другими методами воздействия. Эти методы вы подберёте сами, а я хочу остановить ваше внимание на том, как понять, в чём выгода вашего ребёнка, в чём его профит? Как только мы это узнаем, мы поймём мотивацию, то есть - почему и зачем он это делает.
Давайте обратимся к конкретному примеру. Ребёнок никак не хочет один делать уроки. Обязательно рядом с ним должна сидеть мама. При маме делает, но и то тянет, волынит. А зачем? Чтоб подольше с ним посидела. Тут его прямая выгода и видна. Маме некогда с ним общаться, у неё новый муж и ребёнок от второго брака. И если наш школьник будет делать уроки сам, то мама (его мама!) в это время будет принадлежать другим людям. То есть он будет с уроками, а мама - с папой и маленькой дочкой! Вот мальчишке и приходится быть непонятливым и ленивым, чтобы мама (его мама) хотя бы на время была с ним.
Но газетная полоса кончается, а следовательно, должна заканчиваться и моя статья. Я не хотела писать инструкцию по применению, и хотела я писать так, чтобы вам легко читалось. И чтобы воспитывать было легче. Ведь ребёнок - это вахта по 24 часа в сутки 7 дней в неделю без выходных и отпусков даже за свой счёт.
Хороший воспитатель-стратег никогда не разочаруется в своём ребёнке. Он понимает, что послушный мальчик, когда станет взрослым, тоже не будет проявлять инициативу. Потому что ему привычнее слушаться. И не надо сетовать на то, что ваш сын стал мужем-подкаблучником. По закону всемирного тяготения он из-под юбки мамы переходит под юбку жены.
Не разочаруется в своём малыше тот, кто не был очарован ядовитыми иллюзиями, что ребёнок - это сплошное счастье и попу он себе подтирать будет сам.
Найдут правильный подход к своему ребёнку только те мамы, папы, бабушки и дедушки, которые смиренно склонят голову перед многообразием природы и будут вглядываться в своего ребёнка, будут наблюдать за ним, а не погрязнут в глупой гордыне: уж я-то своего ребёнка знаю! Только признав за каждым приходящим в этот мир право на неповторимость и уникальность, мы сможем проникнуть в его внутренний мир, понять, что для него важно и выгодно.
Даже самый открытый ребёнок - это тайна за семью печатями. И нужно много ума и терпения, чтобы понять о ребёнке то, чего он и сам не понимает.
Слово - великая вещь, самая значимая для человека. Но слово - пустая затея, если нет проникновения внутрь души ребёнка. Если он привык к нотациям, то ваши слова как об стенку горох. У меня вызывают изумление родители, которые, зная, что от их слов толку не будет, всё равно читают нотации, упрекают, упрашивают, грозят. Если человек не услышал вас два-три раза, больше не повторяйте! Ищите другие способы воздействия.
И при этом помните, что ваш сангвиник забудет о наказании через несколько дней, часов или даже минут, что меланхолику недостаёт веры в себя, что флегматик всё равно сделает по-своему, а холерик очень любит соревноваться и выигрывать.
Не огорчайтесь, если ваш ребёнок не полностью оправдывает надежды, ваши мечты и иллюзии. Он пришёл в этот мир, чтобы делать свои дела, у него своя миссия и своё место в истории. И он здесь не для того, чтобы соответствовать вашим ожиданиям. Не впадайте в грех богоподобия, это не вы его создали, хотя вы его зачали, выносили и родили. Он ваш, но вам не принадлежит. Ребёнок выращивается на уход. Отпустите его с миром.
Он вам ничем не обязан и ничего не должен.
Галина Белозуб
Комментарии: 0