Как стать психологом
Интеллектуальный дух времени
Кто сейчас не хочет стать психологом? Наверное, только тот, кто хочет стать юристом или экономистом. Скажите, пожалуйста, а можно ли в нашей жизни быть не психологом? То есть не интересоваться другими людьми, не пытаться понять, почему они так поступают, не пытаться заглянуть им в душу? Раз и навсегда решить для себя, что чужая душа потёмки, - и всё? Для вас микротоковая терапия по низким ценам.
И ведь не только другого трудно понять. Часто и собственные поступки ставят тебя в тупик. С какой стати, вопреки всякой логике, начинаешь кричать на ребёнка, затеваешь конфликт на работе? Ведь в этом нужно разобраться.
Поэтому не психологов среди нас нет. Все мы психологи в той или иной степени. И повышение этой «учёной степени» вплоть до кандидатской или даже докторской может произойти за счёт профессиональных знаний. Изучение психологии поможет нам стать более квалифицированными специалистами. Значит, нужно изучать психологию.
Что это за область знания такая - психология? Это наука о душе. О том что там такое в ней происходит, возникла психология в стародавние времена, то есть ещё до нашей эры. Но вряд ли тогда можно было эту область человеческого интереса назвать наукой. Ведь наука предполагает эксперименты исследования, точность измерений и объективность. А наши головастые пращуры, скорее всего, руководствовались философскими и этическими рассуждениями по поводу...
Поэтому психология вроде бы имеет древние корни, но наука она чрезвычайно молодая - возникла лишь в XIX веке. В те времена психология стала самостоятельной независимой дисциплиной. И вот что чрезвычайно интересно.
Если говорить о психологии до нашей эры, то тогда перед «учёными» стояли самые высокие задачи: психология стремилась понять человеческую душу, чтобы сделать людей лучше. Мы и сейчас представляем себе психологию как сугубо прикладную сферу - ну, чтобы можно было её «приложить» к больному месту. То есть психология должна служить человеку.
Однако когда в XIX веке психология превратилась в науку, то уже не она стала служить человеку, а человек - ей.
Почему так? Неужели люди стали хуже? Нет, конечно. Всему виной «Zeitgeist» - интеллектуальный дух времени. Ведь превратившись в науку, психология стала развиваться уже по научным принципам, как и всякая другая область знаний в XIX веке. Она стала больше интересоваться не объектом изучения (то есть человеком), а методами его изучения. В древности философы использовали такие методы как размышление, интуиция, обобщение. А в XIX веке учёные начали пользоваться методами, которые применялись в других естественных науках.
Экспериментальная психология зародилась в Германии. В науке в то время господствовал дух механицизма. Даже наша Вселенная представлялась учёным в виде гигантской машины. Считалось, что все естественные процессы могут быть объяснены на основе законов физики. Такую позицию в конце XIX века диктовал «Zeitgeist». Поэтому «первопроходцев» в психологии не особо занимали счастье и благополучие человека, здоровье души человеческой... Человек скорее выступал не как цель, а как средство для изучения особенностей мыслительной деятельности, памяти, внимания.
То есть благородные цели Аристотеля, Сократа и Платона были пока отодвинуты. Не до них было. И, надо сказать, пройдёт ещё немало лет, прежде чем психология - наука о душе - наконец-то к душе повернётся лицом. И заинтересуется самим человеком, а не отдельными психическими процессами, рефлексами и механикой его поведения.
А пока психология человека очень напоминала зоопсихологию.
Нас интересует только результат
Процесс выделения психологии в самостоятельную науку шёл очень медленно. В 1910 году только 4 человека из учёного мира Германии (а именно там происходило становление психологии) называли себя психологами. В 1925 году таких учёных было всего лишь 25. Но когда психология проникла в Соединённые Штаты, там она сразу получила бурное развитие.
США заняли и до сих пор удерживают господствующие позиции в психологическом мире. Более половины психологов всего мира сейчас работают в США. У меня нет данных на сегодняшний день, знаю только, что в 1995 году американская психологическая ассоциация насчитывала более 100 тысяч человек.
Но как только психология заинтересовала прагматиков американцев, она перестала быть академической наукой с её «чистыми» экспериментами. Психология вновь становится наукой прикладной. Ведь философия европейских исследователей не могла выжить в американской интеллектуальной атмосфере. Американская культура, как и теперь, так и в те времена была ориентирована на практику: здесь ценилось то, что даёт видимый результат. Пионеры американской психологии говорили определённо: нам нужна практическая психология!
Мы тут с вами могли бы порадоваться: наконец-то психология стала работать на человека, наконец-то человек из средства превратится в цель. Ага, как бы не так!
Психологические знания нужны были американским бизнесменам вовсе не для того, чтобы осчастливить человечество. А для того, чтобы на этом самом человечестве и на каждом отдельно взятом человеке, зная особенности работы его психики, заработать побольше денег.
Молодые американские психологи, вернувшиеся после обучения в Германии, были не прочь заработать на хлеб с маслом. Ведь в лабораториях, колледжах и университетах в то время в США платили так мало, что психологи даже не бедствовали, а нищенствовали. Вот почему они стали предлагать свои услуги бизнесу.
И кто в результате первым заинтересовался результатами исследования работы нашего сознания? Правильно, рекламодатели.
Если европейцев интересовало, что собой представляет сознание, то американцы хотели понять, как это сознание работает. Ведь такие знания давали прочную основу для манипуляции. Ну, например, в той же рекламе. Тем более что рекламу иногда называют нервной системой мира коммерции.
Для рекламодателей были чрезвычайно полезны вот такие, например, положения: потребители - существа не рациональные и легко поддаются влиянию. (Мы с вами все потребители и читать про себя такое не слишком лестно.) Рекламные объявления сильнее действуют на женщин, чем на мужчин, так как женщины более эмоциональны и сентиментальны. В результате с 1910 года и по сей день в торговле используются так называемые возвратные купоны («собери пять крышечек...»).
Нищие психологи (а лучше всего заставляет работать мозг отсутствие денег) ещё в те времена советовали привлекать к рекламе людей популярных, медийных, как мы сейчас сказали бы. Рекламодатели последовали их совету. В настоящее время 20 процентов рекламных роликов в США озвучивают или представляют звёзды эстрады и даже политики. В Японии таких роликов 25 процентов. А у нас? Всего 2 процента. Наверное, мы не очень-то верим людям на слово, даже если это слово произносится человеком для нас референтным (образцом для подражания). А может быть, для многих из нас всякие там звёзды вовсе и не звёзды?
Ну да ладно, мы отвлеклись от нашей любимой психологии.
Педология
Затем прикладные психологи «понесли» свою науку в реальный мир. В школы, на фабрики, в рекламные агентства, клиники для детей с отставанием в развитии, психиатрические больницы.
Но, прежде чем ещё немного поговорить о том, как развивалась психология в развитых странах, хочу сделать ремарку.
Мы, Советский Союз, отставали от Запада во многом, но особенно явно отставали в психологии. Более того, мы не просто отставали, а противостояли. Директива Сталина «стальной рукой приведём народ к счастью», как вы понимаете, как-то не совпадала с основными положениями психологии. Как-то маловато психологизма в такой фразе.
Ну, а в Соединённых Штатах уже в 1895 году психология - обязательный предмет в учебных планах всех колледжей. Можно сказать, что Америка приняла психологию прямо в свои объятья, и эта наука быстренько обосновалась не только в лабораториях и студенческих аудиториях, но и в повседневной жизни людей. Эх, нам бы так!.. Но продолжим.
А потому многим американским психологам пришлось сменить академические кресла на кабинеты практиков. И тут они с удивлением обнаружили, что в реальной обстановке человеческое поведение и психическую жизнь можно изучать не менее эффективно, чем в университетской лаборатории.
Затем, уже в XX веке, в Штатах доходным бизнесом стало образование. Почему? Росли как грибы после дождя государственные бесплатные школы. А потому один из основоположников американской психологии заявил, что «единственной главной и непосредственной сферой приложения психологии является её приложение в педагогике». Вот так категорично.
Надо сказать, что и у нас на Родине ещё до возникновения Союза нерушимого возник близкий союз педагогики и психологии. Новая наука получила название - педология. Основателями этой науки были, конечно, американцы, но у нас в России она получила особо широкое распространение. И даже, как писали в советских психологических словарях, «пыталась монополизировать право на изучение ребёнка». И так как эта наука пришла с Запада, её быстренько уже в 1934 году объявили лженаукой.
А у прагматических психологов Северной Америки появилось желание сделать психологию не только прикладной наукой, но и превратить её в бизнес. С этой целью была организована психологическая корпорация. Цель корпорации - оказание психологических услуг в промышленной, научной и общественной сферах.
Конечно, вначале предприятие потерпело неудачу. Но уже в 1979 году уровень продаж составил 30 миллионов долларов.
Слабоумные русские иммигранты
Американцы же первые и напридумывали всяких тестов, которые мы с вами так любим. Наверное, самый известный для всех тест - это тест по определению умственных способностей, коэффициента интеллекта - ай-кью (IQ). Но, может быть, не все знают, что такое ай-кью? Коэффициент интеллекта определяется дробью: отношением умственного возраста (то есть какие задачи нам с вами по силам) к хронологическому (то есть по паспорту). Это дробь выражается, конечно, в процентах.
В те годы США охватила эпидемия тестирования. Об этом много говорить не стоит. Но приведу вот такой «интересный» факт. Американцы очень много и с удовольствием тестировали иммигрантов разных рас и национальностей. Это поднимало самомнение коренного населения до небес. Потому как у иммигрантов с коэффициентом интеллекта дела обстояли хуже некуда. Так, например, 87 процентов русских иммигрантов были признаны слабоумными. Их умственный возраст оказался ниже 12 лет. Вот такие дела.
В начале XX века возникла и клиническая психология. Как вы понимаете, решающее влияние на развитие этой области психологии оказали идеи Зигмунда Фрейда. Работы Фрейда не только изумляли, но и возмущали. И не только неспециалистов, но и самих психологов. И всё-таки нужно признать, что его идеи дали клиническим психологам первые приёмы психоаналитической терапии.
Великий основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, как говорили его пациенты, выглядел вялым, индифферентным, говорил короткими, отрывистыми фразами. Он обычно ставил своё кресло в головах у кушетки пациента, чтобы пациенты его не видели. Иногда даже засыпал во время сеанса.
А тем временем клиническая психология развивалась ни шатко, ни валко, в спорах между Фрейдом и его последователями. Пациентов было немного даже у самого Зигмунда. Что же вытолкнуло клиническую психологию на вершину её славы?
Война, господа, Вторая мировая война. Много было эмоциональных расстройств среди военных. «Пришедшие домой» после войны страдали различными психическими расстройствами. Потому что герои никак не могли найти себе место дома, в этой прозе жизни.
...Сегодня почти 70 процентов психологов работает в области здравоохранения. Это в США. Так будет и у нас. И в 1695 году американский журнал «Мани» («Деньги») назвал психологию четвёртой в списке 50 самых перспективных профессий XXI века. У каждого уважающего себя американца (и европейца также) есть свой стоматолог и психоаналитик, которого пунктуальные американцы посещают каждую неделю.
А что у нас? В конце 70-х - начале 80-х годов в России население и психология находились в исключительном равновесии. Психологов у нас было столько же, сколько и в Зимбабве, но население наше от этого ничуть не страдало. Потому как и потребности в психологах не было. И вообще, обращаться к специалисту, который называется «пси», - приличному человеку не пристало. У приличного человека не должно быть «неприличных» (то бишь личностных) проблем. Главное, чтобы тело и душа были молоды... А проблемы и всякие там личности - это на гнилом Западе.
Придворный шут современности
Как же сейчас изменилась ситуация? Очень интересно. Сейчас предложение опережает спрос. У нас в Питере редко какой вуз не выпускает психологов. И институт авиационного приборостроения, и институт железнодорожного транспорта. Сейчас модно учиться «на психолога»
Но можно даже и не маяться пять лет в университете, а окончить спецфак или курсы. И, наверное, можно стать специалистом. Но вот в чём заковыка.
Родное наше население никак не хочет делиться своими проблемами и нажитыми непосильным трудом денежными средствами с психологами, психоаналитиками и психотерапевтами. Зачем за свои кровные, пусть и небольшие, что-то там рассказывать психоаналитику, который только слушает и при этом ни бе ни ме ни кукареку?
Но, может, мы с вами сумеем понять, кто такой психолог, если выслушаем мнение самого известного психолога на Земле - Зигмунда Фрейда.
«Положение психологов похоже на положение придворных королевских шутов, которые были благожелательными людьми и использовали юмор как средство давать очень серьёзные советы. А клиент психотерапевта напоминает короля. Король волен принять совет своего шута, а может оставить его без внимания. Он не обязан отдавать шуту должное в том случае, если совет был хорош. Но и когда совет оказывается плохим, король не может обвинить в этом своего придворного шута, но может поменять его на другого. Известны даже случаи, когда короли сами придумывали проблемы, чтобы получать потом удовольствие, наблюдая, как их шуты решают эти проблемы».
Таким образом, можно сказать, что миллионы американцев сегодня нашли себе собственных придворных шутов, то есть своих консультантов, советы которых они вольны принимать или игнорировать.
Однако, если говорить серьёзно, этот придворный шут современности играет очень значительную роль в обществе, помогая людям взглянуть в лицо своим возможностям и сделать более мудрый выбор.
Вы согласны?
Галина Белозуб
Комментарии: 0