Великие психологи
«Властелины мира»
Завершая «трилогию» о психологии и психологах, я хочу вас познакомить не с работами, а с судьбами знаменитых, бесспорных, спорных учёных и их учеников. Это были не только психологи-законодатели, психологи-творцы, но и неординарные люди. Харизматики, отъявленные атеисты и истовые верующие. Это были очень смелые люди, которые плыли не по течению и не против течения, а шли своим курсом. И сумели увлечь нас за собой. Каждый из таких психологов сумел состояться не только профессионально, но, что важнее, состояться как человек, как личность. Мы сегодня будем говорить о великих психологах. Monetnik.KZ - интернет-аукцион Казахстана.
Но рассказывать я буду не для того, чтобы мы их поставили на пьедестал и преклонили пред ними колена. У меня другая задача. Я хочу познакомить вас с судьбами великих, чтобы приблизить их к нам, показав их человеческие слабости, проблемы, заблуждения. Я считаю, что их великий подвиг состоит в том, что они не боялись заглянуть вглубь себя. Самопознание дало им возможность понимать других.
И я согласна с Мариной Цветаевой, которая утверждала, что нет другого способа познать людей, как только через познание себя. Для меня человек, стремящийся познать себя, - это человек проснувшийся. Кто не решается на это, тот благополучно просыпает всю свою жизнь. И снятся ему разные сны - и сладкие, и кошмарные, - но это только сны. Человек, познавший себя, владеет собой, а кто владеет собой, владеет миром. Но при этом даже такой «властелин мира» остаётся человеком, а человек слаб и грешен.
Фрейд
Когда мы говорим о психологии, чьё имя вспоминаем в первую очередь? Правильно, Зигмунда Фрейда. Мы говорим «психология» - подразумеваем «Фрейд», мы говорим «Фрейд» - подразумеваем психоанализ.
Неоднозначная фигура в истории психологии. Имеющий учеников и последователей, которые в дальнейшем хором опровергали своего учителя. Но всё-таки Фрейд - гений, и с этим никто не спорит.
Родился гений 6 мая 1856 года во Фрайберге (ныне город Прибор, Чехия). Символично, что в 1990 году одна из центральных площадей этого города была переименована из площади Сталина в площадь Фрейда.
Это Фрейд внёс в массы понимание того, что мы все родом из детства. Поэтому давайте заинтересуемся детством Зигмунда, его семьёй.
Отец Фрейда, торговец сукном, был на двадцать лет старше его матери. По складу характера это был жёсткий и авторитарный человек. В детстве Фрейд испытывал по отношению к отцу смешанные чувства страха и любви. Его мать, напротив, была женщиной мягкой и заботливой. К ней он всегда испытывал сильную привязанность.
Страх по отношению к отцу и сексуальное влечение к матери - именно это Фрейд впоследствии назвал эдиповым комплексом. И он полагал, что эдипов комплекс - универсальное явление для всех детей.
Но вот, например, его последователь и впоследствии отступник Карл Густав Юнг отвергал фрейдовское понятие эдипова комплекса. Потому что у него было совсем другое отношение к собственной матери. Юнг отзывался о своей матери как о женщине излишне полной и непривлекательной, а потому никак не мог понять, на каком основании Фрейд утверждал, будто каждый мальчик испытывает в детстве сексуальное влечение к собственной матери?
...Фрейд с детства проявлял недюжинные интеллектуальные способности и легко поступил в Венский университет. Поначалу увлёкся биологией. Нам с вами любопытно отметить, что уже первые его научные интересы были связаны с вопросами пола. Во время учёбы он собственными руками препарировал более 400 самцов угря, изучая структуру их половых желёз. Конечно, Фрейду хотелось продолжить научную карьеру в академической сфере. Но он был слишком беден, а потому оказался вынужден практиковать как клинический невролог.
Для него клиническая деятельность никогда не была привлекательной. На сеансах терапии, как сообщают пациенты, Фрейд выглядел вялым, индифферентным, говорил короткими, отрывистыми фразами. Он обычно ставил своё кресло в головах у кушетки пациента, чтобы его не видели. Иногда даже засыпал во время сеансов. «У меня нет особого стремления помогать им», - заметил Фрейд однажды. Его страстью и подлинным интересом всегда было научное исследование. Но, как мы уже говорили, Фрейд был слишком беден. Так беден, что после помолвки со своей невестой откладывая свадьбу в течение четырёх лет.
Как я уже говорила, любой человек познаёт мир, познавая себя. Вам, наверное, приходилось слышать об инстинкте смерти. Инстинкт смерти - это разрушительные силы, которые могут быть направлены как внутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). Современные научные исследования дают основания полагать, что стремление к смерти является врождённым. И более того, передаётся по наследству.
Фрейд обратил внимание на инстинкт смерти, только когда сам столкнулся со смертью. Кто не знает, тому могу сообщить: Фрейд долго и тяжко болел, у него был рак полости рта. Более 16 лет он провёл в непрерывных страданиях, перенёс 33 операции и очень боялся смерти. Настолько боялся, что решил ускорить её приход. За несколько лет до этих событий Фрейд взял клятву у своего лечащего врача, что тот не позволит ему мучиться понапрасну. И когда Фрейд решил, что пришло его время, он напомнил врачу об этой клятве. Сейчас много спорят об эвтаназии, я двумя руками за неё. И этот способ дал возможность Фрейду уйти из жизни, когда в его жизни уже ничего не было, кроме беспрерывной муки.
...Имя Зигмунда Фрейда у большинства людей ассоциируется с вопросами секса. Так, например, мы с вами говорили об инстинкте смерти, но ведь основной наш инстинкт - это инстинкт жизни, который направлен на выживание человека как вида. Это созидательные, поддерживающие жизнь силы.
Психическая энергия, в которой они себя проявляют, получила название «либидо». Фрейд связывал либидо в основном с сексуальной сферой. И мы до сих пор с вами под либидо подразумеваем сексуальное влечение. А вот, например, для Карла Юнга, другого великого психолога, либидо - это жизненная энергия вообще, в которой секс присутствует только как один из компонентов. И он считал, что либидо проявляется в разных видах деятельности - в зависимости от того, какой вопрос в данный момент является более важным для конкретного человека.
Почему так? А потому что у Юнга, в отличие от Фрейда, не было никаких проблем в сфере секса. Он, в отличие от своего предшественника, не делал никаких попыток ограничить свою половую жизнь. Можно сказать, что Юнг свободно и активно удовлетворял свои сексуальные потребности, а потому для него секс в целом играл минимальную роль в понимании человеческой мотивации. А вот для Фрейда, замученного собственными подавленными желаниями, секс, напротив, занимал центральное место. Его последователи (отступники) критиковали за это Фрейда. И для человека, не знакомого с его биографией, имя великого психоаналитика накрепко ассоциируется с сексом.
А бедный Фрейд в целом негативно относился к сексу и испытывал большие затруднения в этой сфере. Он очень хотел, чтобы человечество поднялось над уровнем «обычных животных потребностей». Фрейд считал, что половой акт унижает человека, оскверняет как тело, так и душу. И в самом расцвете сил, в 41 год, Фрейд сообщил, что лично он полностью отказался от секса.
То ли этот отказ ввёл его в серьёзное невротическое состояние, то ли приступы импотенции были следствием невроза, но Фрейд сам поставил себе диагноз: невроз беспокойства. Что ему, бедному, оставалось? Врач, исцели себя сам! И Фрейд углубился в самоанализ.
Вот этот «невротический» период для Фрейда, период величайшего внутреннего конфликта и беспорядка, был, понятное дело, самым продуктивным периодом его жизни. В самом деле, теория неврозов Фрейда в значительной мере основывается на его собственном опыте невротических расстройств и в попытках их анализировать. «Главным моим пациентом был я сам», - писал он.
Юнг
Вас не удивит, что и другой великий психолог, Карл Юнг, в 38 лет также столкнулся с серьёзными эмоциональными проблемами. Положение Юнга было ещё хуже, ему казалось, что он сходит с ума. Он не мог заниматься никакой интеллектуальной деятельностью, не мог даже читать научную литературу.
Мы с вами уже отмечали, что Юнг, в отличие от Фрейда, вёл насыщенную и разнообразную сексуальную жизнь. И, так же как у Фрейда, как у многих других психологов, период кризиса у Юнга был наиболее продуктивным в творческом плане. Он, так же как и Фрейд, лицом к лицу встретился со своим бессознательным и пошёл дальше Фрейда, выделив два уровня бессознательного.
Первый - это индивидуальное бессознательное. То, что у нас когда-то было в сознании, но мы это благополучно «запихнули» подальше, чтоб не вспоминать. И второй - коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт прошлых поколений, включая и опыт животного мира.
Было бы интересно поговорить о коллективном бессознательном, но это уж очень для специалистов. А вот то, что на слуху у всех, - это интроверты и экстраверты. Мы с вами безошибочно, почти интуитивно определяем, интроверт человек или экстраверт.
...Коли уж мы заговорили о Юнге, то и он психологом стал неслучайно. Его детские годы были наполнены чувством одиночества, отторжения и несчастья. Отец Карла был священником, утратившим в конце концов веру в Бога, унылым и подверженным постоянным сменам настроения. Мать страдала от эмоциональных расстройств. В ней как бы жило два человека. Она могла почти мгновенно превратиться из довольной жизнью домохозяйки в сущего демона, бормочущего про себя нечто невразумительное. Понятно, что ребёнок в такой семье не мог быть счастливым. С ранних лет Юнг научился не доверять до конца ни одному из родителей, а затем - не доверять внешнему миру вообще. Вместо этого он обратился к миру внутреннему.
В результате чего нам, людям из «внешнего мира», очень повезло.
Адлер
Так же ценно было для нас и то, что другой великий психолог, Альфред Адлер, родился очень болезненным мальчиком. В детские годы болел постоянно. Для матери он не представлял ценности; мать любила старшего брата, и бедный Альфред считал себя слабым, тщедушным и непривлекательным. Да ещё и в начальных классах школы он так плохо учился, что, по мнению учителя, мог рассчитывать только на место подмастерья сапожника. Но Альфреду Адлеру очень хотелось завоевать признание и популярность у окружающих, чего ему так не хватало в собственной семье. И он смог преодолеть свои многочисленные комплексы.
В результате кто создал идею комплекса неполноценности («комплекса недостаточности»)? Конечно, Альфред Адлер. Так что он вполне может считаться хрестоматийным примером созданной им теории.
Сексуально неудовлетворённый Фрейд считал, что только секс составляет первичный, базовый уровень мотивации. Для Адлера же, отягощённого массой комплексов, подлинной движущей силой личности является чувство неполноценности. В понятие неполноценности Адлер включил все виды физических, душевных или социальных недостатков - реальных или мнимых.
Адлер считал, что любой ребёнок чувствует свою зависимость от окружающих, просто потому что он маленький и беспомощный. Поэтому у каждого из нас было это чувство неполноценности. Но мы можем преодолеть его, мы можем его компенсировать. Если же человек по каким-то причинам не способен компенсировать чувство неполноценности - это приводит к развитию комплекса неполноценности.
На психологические теории почти всегда оказывает влияние биографический опыт человека. Адлер сумел вылезти из своей болезни, вылезти из неудовлетворительных оценок в школе и стать одним из первых учеников. Поэтому он, в отличие от Фрейда, настаивал на том, что мы способны сознательно формировать свой стиль жизни. И основой его теории, конечно же, была творческая сила «Я».
Правда, Фрейд считал систему Адлера слишком простой и говорил, что его идеи можно освоить за две недели.
Хорни
Практически каждый великий психолог в первую очередь исходил из своего опыта детства и пытался решить свои собственные проблемы. Не была исключением и Карен Хорни, ученица и последовательница Фрейда, по многим пунктам не согласная с его позицией.
Конечно, Хорни не принимала тезис об исключительной роли сексуальных факторов в развитии человека, она подвергала сомнению эдипов комплекс. Фрейд утверждал, что ребёнок испытывает влечение к родителю противоположного пола. Но Карен никак не могла испытывать нежных чувств к своему отцу, набожному и угрюмому человеку, который был намного старше матери. Да ещё к тому же мать однажды дала дочери понять, что она желала бы смерти мужа. Отец часто унижал дочь, пренебрежительно отзываясь о её уме и наружности. У девочки возникло чувство собственной неполноценности, бесполезности и враждебности внешнего мира.
Понятное дело, что центральное место в теории Хорни занимает понятие базальной тревожности, которую она объясняла как «чувства ребёнка, одинокого и беззащитного в потенциально враждебном ему мире». Всеобъемлющее, глубокое чувство одиночества и беспомощности. По Хорни, это чувство лежит в основе неврозов. Вот нам ещё один яркий пример влияния личного жизненного опыта на теоретическую позицию. Вроде бы в дальнейшем жизнь Хорни складывалась успешно. Она получила докторскую степень по медицине, вышла замуж, родила трёх дочерей. Но всё это время Карен страдала от тяжелейших эмоциональных расстройств. Она чувствовала себя чудовищно несчастной и униженной.
Хорни была не согласна с Фрейдом в понимании природы человека. И всей своей жизнью она подтвердила основательность этого своего несогласия. Я хочу привести её слова: «Пессимизм Фрейда в оценке неврозов и их лечения вызван тем, что в глубине души он не верит в добро и способность человека к совершенствованию. По его мнению, человек обречён на страдание и разрушение. Я же убеждена, что человек имеет в себе достаточно сил и желания для того, чтобы реализовать свой потенциал и стать вполне порядочным существом. Я убеждена, что человек может меняться и меняется на протяжении всей своей жизни».
Мне очень близка Карен Хорни. Пишет она легко и внятно. И её труд, который называется «Самоанализ», может быть полезен любому из нас, заблудившемуся в трёх соснах.
Карен Хорни меня порадовала ещё вот чем. Она, так же как и я, не принимала тезис Фрейда, что главным мотивом женщины является зависть к мужчине из-за того, что у него есть пенис. Мне-то всегда в юности казалось, что наличие это органа доставляет определённые физические неудобства, а уж с эстетической точки зрения...
Правда, мне трудно было переварить и тезис Хорни, что это мужчина завидует женщине, потому что у неё есть матка и она способна рожать. Не думаю, что многие мужчины добровольно бы подписались на этот болезненный процесс.
Вот на этой «оптимистической» ноте можно и закончить рассказ о больших проблемах больших психологов, но вы тут же спросите: а вы, а как же вы? Вы ведь тоже неслучайно попали в психологию? Нет, неслучайно. Но так как я невеликий психолог и даже не большой, то и проблемы мои, по сравнению с проблемами Фрейда, Юнга, Адлера, Хорни, - просто семечки. Но и их приходится всё время щёлкать, и процесс этот так же бесконечен, как возня с семечками, от которой гарной дивчине не оторваться.
Галина Белозуб
Комментарии: 0