Дайте ей свободу
Почему ребенок грызет ногти
Дело в том, что моя дочь грызёт ногти, иногда до крови. Я не помню, когда в по-следний раз ей их подстригала. Знаю, что это признак невроза и страха и что ругать за это нельзя, но не могу сдержаться. Причём я не вижу, когда именно она это правила установки счетчика воды делает, а созерцаю уже результат. Пробовала объяснять, что у девочки должны быть красивые ручки, - не помогает. Мой муж тоже всю жизнь грызёт ногти, и по натуре он вспыльчивый, порой агрессивный. Могло ли это передаться по наследству?
Продолжается это уже несколько месяцев. Как-то мы попали в сильный ливень, возвращаясь с дочкой из поликлиники. Видимо, она испугалась и с тех пор не любит ходить на улицу, делает это только после длительных уговоров. Не знаю, могло ли это стать причиной проблемы или просто совпадение?
Искала на эту тему заметки в интернете, там предлагается понять «откуда растут ноги» с помощью рисунка и наличия в нём определённых цветов. Но в том-то и загвоздка, что дочь не умеет и не хочет рисовать! Раскрашивать - пожалуйста, причём очень аккуратно. Но изображать что-то с помощью пластилина, красок, карандашей не любит. Максимум, на что способна, - какие- то линии. Но в пять лет уже нужно уметь рисовать сюжетные картинки. Пробовала лепить и рисовать вместе с ней - всё отдаёт в мои руки, сама только смотрит. А когда прошу её попробовать, при малейшей неудаче плачет, ругает себя или уходит от игры. При этом (клянусь!) я никогда не ругала её за промахи.
Уже год как мы не ходим в детский сад, да и до этого посещали домашний. Воспитатель всегда говорила, что у дочери слабые руки, она не может держать кисть и карандаши. Но дома-то она это делала, причём правильно.
Вообще она очень эмоциональный ребёнок, даже экзальтированный. Родилась от первой и довольно неспокойной беременности - в 18 лет всё воспринимается по-другому, к тому же у меня была анемия. Воды долго не отходили и мне прокалывали пузырь, оказалось, маловодие. При родах у дочери случилась кефалогематома, мышцы шеи были ослаблены, она носила марлевый «воротник». С рождения мы состоим на учёте у невропатолога. Далее нам ставили лёгкую наружную гидроцефалию в стадии компенсации, группу риска по перинатальному поражению центральной нервной системы (ППЦНС).
Первые слова дочь сказала в семь-десять месяцев, а вот первые фразы - только в два с половиной года. Консультативные невропатологи говорили, что всё в норме. Платный поставил задержку речевого развития. При этом с двух лет дочь знает всю аз-буку и запоминает наизусть довольно длинные стихотворения, с трёх - считает до десяти, а с четырёх - вообще до ста. Несмотря на знание алфавита, буквы в слова она упорно не складывала, читать научилась, только недавно, но зато очень прогрессивно: короткие слова и предложения читает целиком, более длинные - по слогам. Но складывается ощущение, что не всегда понимает смысл прочитанного. Хорошо справляется с пазлами, мозаикой.
Недавно мы были на приёме у невропатолога, и она сказала, что ребёнок у меня инфантильный, психическое созревание (именно созревание, а не развитие) запаздывает, и я сама в этом виновата со своей гиперопекой. Думаю, она права, у нас действительно тесная эмоциональная связь, и мои ласки иногда сродни сюсюканью. В дочери как бы отсутствует стремление к самостоятельности, в том числе и самостоятельности мы-шления. Она почти не задаёт вопросов, воспринимает всё как данность. При этом довольно своенравна и упряма, но со сверстниками раньше была застенчива, порой услужлива, и это меня очень настораживало. Я объясняла, что так нельзя, но ведь словами делу не поможешь.
Не подавляю ли я в ней характер, одёргивая по пустякам и ограничивая запретами?
Также дочь гиперактивна, легко раздражается. Но не могу сказать, что совсем не любознательна, - перед сном мы говорим о животных, растениях, и ей это, безусловно, нравится. Мы умеем классифицировать их по признакам практически без ошибок, читаем книги. Сейчас, правда, я прошу, чтобы она больше читала сама, но не заставляю.
Не хочу сваливать всё на диагнозы, обстановка в семье не самая благополучная. Не-терпимость и агрессия мужа порой хуже его равнодушия. Кроме окриков ничего не до-бьёшься. Естественно, я против такого воспитания, но и мои сюсюканья и периодические вспышки раздражения - тоже не политика.
Очень прошу вас помочь мне понять, в каком направлении двигаться и что скорректировать, чтобы росла и развивалась полноценная личность. Я чувствую себя виноватой за то, что обстоятельства так складываются, а ведь это не конструктивно. Не хочу, чтобы дочь чего-то или кого-то боялась, в том числе меня. Хочу создать крепкую и эмоционально здоровую связь с ребёнком и пронести её через всю жизнь. Дочь для меня самый родной человечек, и я хочу заслужить её доверие, быть для нее авторитетом. Заранее благодарна.
Из письма Юлии
Комментарий психолога
Уважаемая Юлия! Чтобы ваша дочь росла здоровой, она должна расти счастливой. А счастливы дети только в тех семьях, где счастливы родители. Вот это и будет той печкой, от которой мы с вами начнём плясать. Ведь онихофагия (грызение ногтей) - только вершина айсберга.
Через всё ваше письмо красной нитью проходит тревога о дочке, о настоящем и будущем ваших с ней отношений. О муже, отце вашей дочери, вы упоминаете лишь несколькими словами, да и то негативно. Но ведь вы втроём - одна семья, вместе живёте под одной крышей, связаны социально, биологически и материально. А должны быть связаны ещё и чувствами. Таким образом, на ваш вопрос «что нужно скорректировать?» у меня ответ один: семейные отношения.
Грызение ногтей как у взрослых, так и у детей, - это признак постоянной стрессовой ситуации. Когда грызёт ногти один из родителей, то, как правило, это же делает и ребёнок. И тут не помогут никакие специальные лаки с горьким вкусом. Потому что если папа постоянно находится в стрессе и поэтому грызёт ногти, это волей-неволей передаётся ребёнку и в целом отражает общее напряжение в семье. А проливной дождь, с которого якобы началась онихофагия у вашей дочери, - это, скорее всего, совпадение.
Вы, Юлия, и сами видите, как похожа ваша дочь на своего папу: от него она унаследовала особенности нервной системы. Но вы уже нашли к ней правильный ключик: воспитываете дочь с терпением, уважением и любовью. По тем же самым прави-лам нужно «воспитывать» и мужа. Чтобы создать дома бесстрессовую обстановку, вам по-требуется время и очень много сил, поскольку вы единственный эмоционально устойчивый в семье человек.
Руководите мужем спокойным, доброжелательным голосом, не приказывайте, а просите выполнить то-то и то- то, благодарите его, чаще хвалите, советуйтесь с ним в во-просах воспитания дочки. Если муж пришёл с работы не в настроении, не провоцируйте накал, а постарайтесь его успокоить, нейтрализовать его эмоции и найти для него оправдание. Не задавайте слишком много вопросов, настаивая на том, чтобы он рассказал, что случилось, особенно в резкой форме. Даже когда ваш муж не может сдержать эмоций, не отвечайте криком на крик, оскорблением на оскорбление, а дождитесь, пока он успокоится. И только теперь вы можете с ним спокойно обсудить возникшую проблему. Уж если воспитывают слонов и кошек, то человека тем более можно воспитать, пусть даже с опозданием, но при этом не калеча его и не причиняя ему боли.
В вашем письме, Юлия, как бы читается между строк, что между папой и дочкой не существует той ниточки любви, которая должна быть. В идеальном случае ниточка любви начинает тянуться от родителя к ребёнку ещё до рождения малыша. Но нередки также случаи, когда любовь отца зарождается от любви сына или дочки. Поэтому стиму-лируйте обе стороны проявлять как можно больше заботы и нежности по отношению друг к другу. Похвалите дочку, когда она нарисует что-то или просто раскрасит картинку в подарок папе. Подскажите ей, как, с какими словами подарить папе этот подарок. Объясните дочке смысл пословицы «Ласковый телёнок двух маток сосёт». Шепните папе на ушко, чтобы он не забыл особо похвалить сервировку стола, потому что на стол сегодня накрывала дочка, и так далее.
Да, дорогая Юлия, вам придётся долго бегать из угла в угол вашего семейного треугольника, пока в доме не воцарится спокойная, доброжелательная атмосфера.
Теперь поговорим о дочке. Я ни в коем случае не хочу ставить под сомнение компетент-ность вашего невропатолога, но хотела бы обратись ваше внимание на тот факт, что модный ныне диагноз ППЦНС невропатологи районных поликлиник ставят трём детям из четырёх. Часто в качестве перестраховки. Мне очень импонирует мнение киевского врача-невропатолога Татьяны Конотопской, которая считает, что любая внимательная мать на чисто интуитивном уровне лучше любого невропатолога видит, болен её ребёнок или нет. Зато, как мне кажется, бесконечное и часто совершенно ненужное таскание детей по невропатологам, психиатрам и психологам наносит им явный вред, потому что ре-бёнок начинает видеть себя больным, ущербным, не таким, как другие дети.
В принципе, что касается воспитания как больных, так и здоровых детей, единственным педагогически правильным является подход, основанный на любви и уважении к личности ребёнка. Уверена, вашей дочке понравится, если вы будете с ней обращаться как с большой, умной и здоровой девочкой, без сюсюканья и гиперопеки.
Не укладывайте вашу дочку в прокрустово ложе требований, вычитанных в книжках о воспитании детей. Кто сказал, что каждый ребёнок в пять лет обязательно должен уметь хорошо рисовать или лепить? Если девочка умеет. аккуратно раскрашивать картинки - это уже говорит о том, что у неё неплохо развиты мелкие мышцы руки, и это необходимо для письма в школе. А то, что она не любит лепить из пластилина, - так, может, ей просто неприятен липкий пластилин. Попробуйте предложить лепить из теста. Вместе делайте пельмени, вареники - это очень полезные упражнения для рук.
Чтобы стимулировать дочку к чтению, предлагайте ей читать вам вслух: «Ты читай, а я буду вязать (шить, пороть и так далее) и с удовольствием слушать». Или предложите игру в школу. Куклы будут ученицами, а ваша дочка - учительницей. Вы сами тоже можете стать «ученицей», если того захочет «учительница».
Даже если у вашей дочки не прорежутся никакие таланты и она вырастет просто хорошим, порядочным, честным человеком - можно будет считать, что вы её хорошо воспитали. А если она при этом будет чувствовать себя здоровой - она и будет здоровой, а посему счастливой.
Что касается грызения ногтей с эстетической точки зрения, спросите у дочки: нравится ли ей самой иметь некрасивые пальцы? Хотела бы она избавиться от этой плохой привычки? («И у хороших детей могут быть плохие привычки».) Скажите. что поможете ей в этом. Раз в неделю измеряйте миллиметровой линейкой длину ногтей. Если ногти начнут расти, сделайте дочке хороший подарок в награду за её стойкость.
Помните, что успех дела будет достигнут только при совокупном решении задач. И ещё помните: трудно не значит невыполнимо. В заключение ещё раз обозначу ваши задачи:
- Работать над созданием спокойной обстановки в семье.
- Всячески способствовать возникновению ниточки любви между мамой и папой, папой и дочкой.
- Не искать у девочки новые болезни и недостатки в умениях, ориентируясь на других детей или на то, что сказала воспитательница.
- Внушать ей, что она очень умная и здоровая девочка.
- Наблюдать за дочкой постоянно, но так, чтобы она этого не замечала.
- Дать ей свободу мысли, слова и действий.
- Поощрять её самостоятельность.
Здоровья и счастья вашей дочке и всей вашей семье
Галина Белозуб
Комментарии: 0