0
0
Величественный дворянский особняк
Среди московских архитекторов выделяется имя Адольфа (Вильхельма) Эрнестовича Эрихсона (Erichson), который прославился зданиями в духе поздней эклектики и модерна. Сын шведского купца, Эрихсон родился в 1862 году в Москве. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1883 году, он со званием классного художника архитектуры отправился в пенсионерскую поездку заграницу, где изучал архитектуру североевропейских стран (в основном Дании). Роль нордического искусства и семейных связей с северной Европой оказалась значительной, как в творчестве, так и во всей жизни архитектора.
Среди наиболее известных работ Эрихсона – здание аптеки и дома В.К. Феррейна на Никольской улице в Москве (1895). Несмотря на то, что фасад аптеки выстроен по канонам ордера, те части здания, что обращены к средневековой Китайгородской стене (их хорошо видно от здания «Детского мира» на Моховой улице), архитектор предпочел выполнить из красного кирпича в неоготическиой стилистике. Этот момент можно считать своеобразной данью московской традиции, ведь Никольская башня и средневековый Печатный двор на Никольской улице также были восстановлены после пожара 1812 года с применением готических мотивов, средневековых, но западноевропейских.
С другой стороны, Эрихсон применяет для «готической» части здания Феррейна так называемый «промышленный стиль», который при скромных средствах, затраченных на строительство, представлялся довольно репрезентативным. Схожим образом в это время часто решали недорогие доходные дома и фабричные здания (отсюда название). Так в «промышленном стиле» с неоготическими элементами по проекту Эрихсона на Милютинском переулке было построено здание телефонной станции Датско-Шведско-Русского Телефонного общества (1902–1903), торцевой фасад которого дошел до нас без изменений.
Те же готические элементы Эрихсон уже умеренно использовал в здании типографии товарищества Сытина (1903) на Пятницкой улице.
Несмотря на то, что подавляющее большинство неоготики России представлено именно промышленной архитектурой, невозможно также обойти стороной и «аристократическую линию». В России неоготика имеет давние традиции и известна, начиная со времен «псевдоготики» Екатерины II. Большое внимание «готическому» уделял Николай I, однако после его смерти и почти до конца века, неоготика была забыта. Новый расцвет «готики» в России приходится на 90-е годы XIX века, время подъема частного строительства в Москве, когда среди прочего по проекту Ф. И. Шехтеля был построен и «готический» особняк Морозовой на Спиридоновке (1893). Среди проектов, созданных Эрихсоном в этот период, наибольший интерес представляет двухэтажный особняк Леман в Гранатном переулке (ныне Дом Архитектора). Здание было построено в 1896 году, который можно считать своеобразной кульминацией творческой карьеры архитектора. В 1896 году Эрихсон состоял архитектором Московской казенной палаты (1891—1896), являлся членом Московского архитектурного общества (с 1894 г.) и в числе лучших московских архитекторов участвовал в подготовке Москвы к Коронованию Николая II (оформив Пречистенский, Тверской и Никитский бульвары, а также площадь вокруг Храма Христа Спасителя).
Особняк был построен для Анны-Луизы Леман, вдовы потомственного почетного гражданина города Москвы Р.А. Лемана. Романтизированные мотивы поздней французской готики в архитектуре здания сочетаются здесь со строгостью английской. Ориентация на Англию вполне естественна, ведь и сама неоготика пришла именно оттуда, нередко «готический» стиль также именовали «английским» или «стилем Виктории».
Подчеркнутую асимметричность объемов здания с высокими крышами архитектор соединил с обильным декором, который удачно подчеркивает сложную пространственную структуру особняка. В нем использовано множество тонко проработанных и вертикально вытянутых деталей (аркатурные пояса и арочные обрамления, переплеты окон, лопатки и колонки, оформляющие углы, и т.д.). Эрихсону принадлежат также ограда, каретный сарай (затем гараж) и конюшня, обрамляющие двор. Мотивы готики использованы как в оформлении внешних частей архитектурного комплекса, так и в деталях интерьеров особняка, которые при этом решены в различной стилистике, — неоготике, необарокко, неорококо.
При строительстве особняка Эрихсон следовал принципу свободной внутренней планировки, который начинает входить в моду. «Центром» особняка, как это часто бывает у Шехтеля, является холл и деревянная 3-маршевая лестница с обходной галереей-аркадой на втором этаже. Вокруг этого объема и группируются все «разностильные» помещения. Из интерьеров можно выделить, прежде всего, белый зал с камином и пышной лепниной, а также библиотеку с эркером и расписанными под резное дерево потолками (а-ля английская готика).
Подробнее: особняк Эрихсона официальный сайт
Это интересно:
Карточное гадание Циферблат (на неделю)
Согласитесь, иногда очень хочется заранее узнать, как сложится следующая неделя, определить, стоит ли планировать на нее важные дела и мероприятия.Показать еще...
Рецепт приготовления салата Тигренок
Ингредиенты: 400 гр.Ресторан, кафе для проведения лучшего свадебного мероприятия
Если жених и невеста с нетерпением ждут самого дня бракосочетания, то приглашенные на торжество гости с удовольствием предвкушают свадебный банкет: ломящийся от яств стол и веселую развлекательную программу.Какой сценарий выбрать для проведения свадебного торжества?
Все пары, принявшие решение связать себя узами брака, мечтают о незабываемом и красивом свадебном торжестве.Какой же кондиционер лучше в офис выбрать
По современным требованиям, для поддержания идеальных комфортных условий в офисах воздух, очищенный от минеральной и органической пыли, должен содержать около 21% кислорода и не более 0.Маршрут и места для свадебной прогулки
Увлекательная свадебная прогулка по городу давно уже стала неотъемлемой частью любого свадебного торжества.Комментарии
оксана
27.06.2014
Валентина
11.06.2014
Комментарии: 0