Ваш ребеночек «тормозит»
Из письма Яны
Здравствуйте, любимая газета! Жизненно необходимо получить консультацию вашего психолога. Уважаемая Галиночка Белозуб, помогите! У моего мужа есть сын от гражданского брака, Владик, живёт он с нами, в этом году пошёл в первый класс. Муж жил с его матерью, пока мальчику не исполнился год, потом она забрала ребёнка и уехала с ним в свою деревню. Муж переехал в Волгоград, где мы и познакомились.
Во время отпуска, который муж проводил в родном городе, он попросил бывшую привезти малыша к нему в гости; мальчику было два года. Естественно, она привезла сына с удовольствием и напрочь о нём забыла. Год ребёнок прожил с родителями мужа, поскольку муж по окончании отпуска вернулся в Волгоград.
Мальчик ждал свою маму, которая время от времени звонила в пьяном угаре бабушке с обещанием приехать, но так и не доехала. Потом и звонить перестала. Всю зиму малыш проболел, даже попал в больницу. Весной мы забрали мальчика к себе, причём инициатива была моя. И тут началось.
Ребёночек сложный, что и говорить, взгляд – как у волчонка. Наверное, с месяц он проверял меня на вшивость, доводил как мог и наблюдал мою реакцию, причём делал это в отсутствие отца. А при папе – ангел, с небес спустившийся. Например, просил сварить ему манную кашу, а когда ставила тарелку с кашей на стол, заявлял: «Не люблю манную кашу, не буду есть!» Я боялась спать, если он проснулся: мог якобы нечаянно ударить ногой по лицу или открыть дверь и выйти в подъезд.
Однажды нашу квартиру залили соседи сверху. Я схватила ребёнка за руку и пошла с ним на второй этаж, потому что побоялась оставлять одного. Пока разговаривала с соседкой, мальчик исчез. Я нашла его в торце нашего дома, он спокойно разговаривал с продавцами (у нас там была торговая точка). Пока искала – чуть с ума не сошла.
Наверное, это была последняя капля, моё терпение лопнуло. Я его отлупила, поставила в угол, а сама убежала на кухню. Покурила, поревела, позвала мальчика к себе, объяснила, что он сделал не так, и попросила у него прощения. Сказала, что очень за него испугалась, поэтому и не сдержалась, пообещала, что больше никогда не трону. Он плакал вместе со мной и, по-моему, сделал какие-то выводы. Наверное, я прошла «кастинг», потому что после этой истории Владик стал называть меня мамой. Я не возражала.
Но начались другие проблемы с его поведением. Ложась в постель, ребёнок постоянно мастурбировал. Мы его не ругали, старались мягко переключить внимание. Например, я говорила: «Ложись, дружочек, на правый бочок, а ручки под подушку клади». Или давала игрушку: «Обними, Владик, зайку, ему грустно». Бить меня, когда я сплю, он перестал, но теперь ложился позади меня, прижимался и совершал характерные движения. Причём испытывал возбуждение! Когда я в шоке подскочила – было видно через трусики.
Я рассказала мужу, он вспомнил, что подобное уже было, когда он забрал сына у мамаши. Дед сидел во дворе, положил ногу на ногу, а внучок, как собачка, пристроился к его ноге, да ещё и трусишки спустил, и это в два года! Они тогда посмеялись, не придали значения.
А со мной Владик регулярно ложился, поскольку раньше мы жили в одной комнате в коммуналке. Лягу днём телевизор посмотреть, он уже рядом крутится, ждёт – вдруг усну? При этом к ровесницам подобных чувств не испытывал, только к взрослым тётенькам. Ходила к детскому психологу, но ничего конкретного она не посоветовала.
Этим летом отправили ребёнка в деревню к бабке погостить на полтора месяца. Когда приехали забирать его в город, после обеда пошли в дом отдохнуть. Муж постелил себе на полу, я легла на кровать. Владик лёг со мной, обнял, я его тоже обняла, думала – соскучился. Лежим, он стишки рассказал, которые с бабкой выучил. Я начала дремать, а он никак не уляжется – возится чего-то. И тут до меня дошло, почему он возится! Сделала вид, что не поняла, сказала только, что он мне спать мешает и если не успокоится, я уйду к папе на пол. Тогда он затих и уснул.
Ночью я его к себе, естественно, не пустила. Слава богу, в городе мы уже не живём в одной комнате, купили квартиру, у ребёнка своя комната, у нас с мужем – своя.
Как-то мы вернулись поздно домой из гостей. Утром я встала, сходила в туалет и решила ещё поспать. Наша спальня находится на солнечной стороне, да ещё соседи с утра музыку включили, в общем, я решила лечь у Влада в комнате на диванчик прямо в халате, укрылась пледом. Он ещё спал, я тоже уснула.
Проснулась оттого, что кто-то трогает меня, извините, между ног. Открыла глаза и обомлела: Владик! Он испуганно отдёрнул руку и смотрел на меня, а я… Я дала ему оплеуху и ушла на кухню. Я не наказывала его, просто не разговариваю с ним, а он со мной. У него вообще такой характер – сам по себе, никогда не извиняется, не просит прощения. В угол отец поставит – будет молчать. Скажу: «Пойди, попроси у папы прощения», – пойдёт, сделает одолжение. Не скажу – будет стоять.
Перед школой пришли к психологу – зажался весь, слова не вытянешь. На вопросы отвечал тихо, руки были в постоянном движении. Видно, что стеснялся, нервничал. Он всегда сначала стесняется, ему нужно с полчаса привыкнуть к обстановке, к новому человеку, даже к нам с мужем: когда приезжаем летом к бабке, у которой Владик отдыхает, он полчаса от нас прячется. Психолог сказала, что ребёночек наш «тормозит». После такого «диагноза» не хочу с ней даже ни о чём разговаривать.
Так вот, возвращаясь к главной проблеме. Сказала о случившемся мужу, а он спокойно заявил, что, может, для мальчиков это норма, и перевёл разговор на другую тему. Тут я вспылила, нагрубила ему. Спросила: раз это норма, значит, ты у своей матери тоже всё везде потрогал? Он психанул, пошёл к Владику разговаривать. Тот ему сказал, что брал с дивана игрушку и случайно меня тронул. Но когда я ложилась, игрушки убрала, и для того чтобы меня «тронуть», надо задрать плед, халат. Выкручивается – значит, всё понимает.
Муж уехал на работу, ему проще, а я теперь совсем не знаю, что делать. Наревелась до головной боли, гулять ребёнка не пустила – там три соседских девчонки, я уже даже боюсь. Когда ходила к психологу, она мне дала совет: не заниматься сексом в присутствии ребёнка. Да мне бы такое в даже голову не пришло!
Моему сыну от первого брака 16 лет, и с ним таких проблем не было. А здесь, я думаю, виновата мама Владика. Но почему пацана так заклинило на этой теме? Чего он там, у мамани, насмотрелся, что пять лет забыть не может? Самое главное: что делать? Муж работает в полиции, я в ресторане, поэтому решили, что Владик будет учиться в интернате, чтобы, когда мы оба на работе, ребёнок находился под присмотром. Теперь я в ужасе – а вдруг чего-нибудь с одноклассницей вытворит?
Уважаемая Галина, помогите! Что нам с ним делать? Как себя вести? И что это вообще с ним происходит?
Комментарий психолога
Здравствуйте, дорогая Яна! Позвольте мне выразить восхищение вашим жертвенным поступком. Вы могли бы сейчас жить с любимым мужем без всяких проблем, но не смогли остаться равнодушной к судьбе брошенного ребёнка. Бог наградил вас сочувствующей душой, но сочувствие ещё не любовь. А полюбить мальчика вам сложно, потому что он – сложный ребёнок. Некоторые его поступки вас беспокоят и настораживают. Давайте об этом и поговорим.
Ребёнок, Яна, сексуальным не становится, он сексуальным рождается. И уже на 4–5 месяце жизни у мальчиков может быть эрекция, а у девочек элементы сексуального возбуждения: личико краснеет, малышка напрягается, а потом расслабляется. К онанизму прибегают многие дети, но нужно чётко понимать, что детский и взрослый онанизм – явления совершенно разного порядка.
У ребёнка не бывает эротических фантазий, но взрослые привычно вкладывают в детскую мастурбацию свой смысл и потому рассматривают её как некое извращение. Ребёнок может просто играть своими гениталиями и получать от этого удовольствие. Но чаще всего мастурбация бывает способом разрядки нервного напряжения. Кроме того, для ребёнка это ещё и способ восполнить недостающую любовь взрослых. Бывает, что онанизм превращается в привычку, но это не извращение! Это такая же дурная привычка, как ковыряние в носу.
Как помочь ребёнку преодолеть такую привычку? Сначала нужно выяснить причины и по возможности их устранить. Причины могут быть как физиологического характера, так и психологического. Физиологические: глисты, слишком тесное бельё, экссудативный диатез. К физиологическим причинам я бы также отнесла и излишние ласки родителей, которые пробуждают у ребёнка преждевременную чувственность. Психологические причины – это, как правило, недостаток любви со стороны взрослых и отсутствие у ребёнка навыка снимать своё нервное напряжение другими способами.
Как в такой ситуации должны себя вести родители? Ни в коем случае не ругать. Наказание гораздо травматичнее для ребёнка, чем детский онанизм. Вы, Яна, правильно делаете, что сидите у постели мальчика, пока он не уснёт. Можно давать и лёгкие успокоительные микстуры. Лучшее средство в борьбе с этой патологической привычкой, конечно, спорт. Так как у вас есть планы определить ребёнка в интернат, то продумайте возможность интерната спортивного. Вы, наверное, знаете, что и для ребёнка, и для взрослого человека изрядная физическая нагрузка – самый эффективный способ борьбы с этой патологической привычкой.
Но если бы, Яна, вы решились на разговор с ребёнком, именно вы, а не отец, то для мальчика это было бы чрезвычайно позитивно и разговор ваш способствовал бы установлению с ним близких доверительных отношений. Яна, ябедничать низко. Я понимаю, вас захлестнули эмоции, но в общении с ребёнком правильнее руководствоваться рассудком, а не чувствами.
Итак, как педагогически грамотно строить разговор с ребёнком на любую тему. Каждую свою фразу, обращённую к ребёнку, чтобы он ни сделал, как бы себя ни вёл, взрослый обязан начинать со слов «Я тебя понимаю». Это касается не только онанизма, но и, например, как в случае с Владиком, излишней стеснительности, зажатости. Вы можете ему сказать: я понимаю, что ты робеешь в присутствии незнакомых людей. То же самое касается и мастурбации: я понимаю, что тебе доставляет удовольствие это занятие.
Вторая обязательная фраза в диалоге: не ты один такой, большинство людей испытывают смущение в разговоре с посторонними. Не все, но некоторые дети имеют такую плохую привычку, как и ты (про онанизм). Для психики ребёнка пагубно, если он будет воспринимать других людей как совершенных, а себя как самого плохого, порочного и недостойного.
Следующий этап психотерапии: твоя плохая привычка или твоя стеснительность не повлияют на моё отношение к тебе. Но я верю, что ты мальчик волевой, сообразительный, я тебе помогу, и ты обязательно справишься со своей стеснительностью и/или преодолеешь плохую привычку. Я верю в тебя, потому что люблю тебя. Ты мне нравишься, и я хочу гордиться тобой. И помните, Яна, ребёнок занимается онанизмом не потому, что он плохой, а потому что ему плохо.
Переходим к следующему тревожащему вас моменту. Становление полового самосознания человека предполагает исследование собственного тела и любопытство к телу людей противоположного пола. Как относиться к тому, что мальчики стремятся заглянуть в трусики к девочкам или женщинам? Не акцентировать на этом внимание, но мягко сказать, что это неприлично, что так люди не делают. Это невоспитанность, а вы хотели бы, чтобы ваш ребёнок был человеком воспитанным. Если же начать ребёнка стыдить, то он будет воспринимать это как тот запретный плод, который сладок. Это взрослый мир, куда его не пускают, а значит, любыми способами нужно туда проникнуть.
Полезно было бы, раз у ребёнка проявился интерес, очень осторожно и отстранённо, без эмоций ознакомить мальчика с анатомией человека. Есть даже специальные книжки для младших школьников.
Взрослых, Яна, также не должно шокировать то, что дети могут друг с другом имитировать движения полового акта, при этом они могут не испытывать никакого возбуждения. У вас немного другой случай. Стремление Влада к физическому контакту с вами не только глубокомысленные психоаналитики, но и мы можем объяснить Эдиповым комплексом. Это очень просто: мальчик любит вас и хочет занять место своего отца. Как царь Эдип. Бывает, что дети способны на «взрослую» любовь. Я это поняла, вернее, увидела, когда мне было 28 лет.
Один семилетний мальчик сказал мне: «Галина Ивановна, я вас люблю». Я откликнулась на это признание, как и полагалось 28-летней тётке: «И я, Сашка, тебя очень люблю». Ребёнок серьёзно посмотрел мне в глаза и по-взрослому твёрдо сказал: «Я вас не так люблю. Когда вы будете старенькая и никому не будете нужны, я на вас поженюсь». Так, как в тот момент, я краснела всего лишь раза два-три в жизни, я была не только смущена – испугана.
Больше я этого мальчика не видела, но поняла, что Фрейд со своей манерой везде видеть сексуальность, может, в каких-то ситуациях и прав. Вы, наверное, слышали признание некоторых людей, что первая любовь у них была в детском саду. Вполне возможно, что и не к своей ровеснице или ровеснику.
Половое воспитание, Яна, которому у нас не уделяется никакого внимания, определяет всю жизнь человека. Если ребёнка стыдить за онанизм, за любопытство к своему телу и телу других людей, то на всю жизнь у него сформируется отношение к половым контактам как к чему-то грязному и непристойному. Секс и любовь для него никогда не соединятся, а значит, никогда такому человеку не познать истинной любви и настоящей близости. Это основная причина экзистенциального одиночества, когда вокруг много людей, а ты один.
Но вашему Владику повезло, потому что у него есть вы.
С искренним уважением,
Галина БЕЛОЗУБ
Комментарии: 0