Я ничего не хочу, оставьте меня в покое!
Не предполагала, что страдания моего ребенка столь велики
Здравствуйте, уважаемая Галина Ивановна! Очень нужна ваша помощь. Пожалуйста, не оставьте моё письмо без внимания. Я думала, может, всё как-то утрясётся само собой, но стало только хуже.
Мне 44 года, сыну - 15. С его отцом мы разошлись, когда Владу было три года. Развод был грязный, тяжёлый. Бывший муж изредка трепал нам нервы ещё года два. Так вышло, что почти сразу я вышла замуж вторично. Парадокс в том, что вообще не собиралась выходить замуж, хотела родить ребёнка, как говорится, «для себя», а получилось иначе. Оба раза на браке настаивали мужья.
Мы не стремились к тому, чтоб сын звал отчима отцом. Влад так и зовёт его по имени. Не могу сказать, что они сильно любят друг друга. Воспитываю сына в основном я. Занималась с ним, играла, читала на ночь сказки, в пять лет научила читать. Когда он пошёл в школу, помогала с уроками.
В садике воспитатели прочили сыну учёбу в гимназии. У меня не было особых родительских амбиций по этому поводу. Пошли, попробовали. Поступили. Я постоянно спрашивала учителей и сына: тяжело ли ему учиться, справляется ли он с нагрузкой. Все в один голос говорили, что мальчик способный, может стать отличником. Сначала сын и пытался им стать, но всё время что-то мешало. Тем не менее, первые годы он учился с удовольствием, с восторгом бежал в школу. С ребятами сдружился с первого класса так и дружат до сих пор. В общем активный, способный ребенок.
Но пару лет назад появились первые симптомы. Начали появляться тройки в четверти. (Я давно сказала сыну, что не собираюсь лепить из него отличника, но чтоб троек не было, так как это «никакая» оценка.) Появились фразы типа: «Зачем мне эта история, география?» - и так далее. Я беседовала, старалась убедить, что никто заранее не знает, что в жизни пригодится, что знаний лишних не бывает. Что образованный человек – это всесторонне развитый человек. Старалась выявить, к чему у сына есть склонности, к чему лежит душа. Объясняла, как важно, чтоб работа была любимой.
Сын вступил в детскую организацию (аналог нашего комсомола). Они с друзьями участвуют в различных городских мероприятиях, где разыгрываются путёвки во всероссийские детские лагеря. И хотя учёба у Влада уже во всю «хромала», я согласилась отправить его в лагерь в качестве аванса. По возвращении он обещал налечь на учёбу, тем более что в этом году у него ЕГЭ за девятый класс.
Я оттягивала покупку компьютера, потому что вокруг много разговоров о том, как дети на них «подсаживаются». Компьютер у нас только года полтора, но сын готов сутками сидеть за ним и играть. Поначалу он мне ещё обещал: скоро я наиграюсь и успокоюсь. Но время идёт, появляются всё новые и новые игры…
Из лагеря он вернулся в конце декабря. На каникулах занимался, подтягивал отстающие предметы. Ничто не предвещало беды. И вдруг через несколько недель сын ушёл из дома. Собрал в школьный рюкзак кое-какие вещи, взял деньги, документы. Всё это натолкнуло меня на мысль, что он уехал. Благо, от нашего города до областного центра поезд ходит раз в сутки. В общем, путём оперативных действий, благодаря помощи линейной милиции сына сняли с поезда и на встречном привезли домой.
Мы не ругали его. Мы беседовали, объясняли, что он ещё несовершеннолетний и нигде не сможет устроиться учиться или работать.
Когда я привезла сына с вокзала домой и спросила, чем вызван этот демарш, Влад из своего письменного стола достал письмо, адресованное нам с мужем. Сказал, что собирался сообщить, где оно лежит. В письме сын писал, что ненавидит эту семью, эту школу, этот город. Что ему надоели наши с мужем ссоры, что мои обещания развестись с мужем ни к чему не приводят.
Я была раздавлена. Я не предполагала, что страдания моего ребёнка столь велики.
Наш брак, и правда, давно трещит по швам. Я, как могла, старалась уберечь сына от ссор и скандалов. Но в последние годы совсем разочаровалась в муже, не вижу смысла в дальнейшем совместном проживании. Неоднократно порывалась подать на развод, но удерживали клятвенные заверения мужа, что он бросит пить (это основное зло) и всё будет хорошо.
Ещё меня пугал скверный предыдущий опыт развода, когда я оказалась с ребёнком на улице. Теперь мне есть что терять (в смысле нажитого имущества), боюсь снова всё начинать с нуля. Да и муж в гневе страшен, и, чтоб не лишиться меня, боюсь, способен на многое. Нет, смерти я не боюсь. Боюсь остаться калекой. Да и сына, кроме меня, на ноги поставить некому.
Но ведь это был мой выбор! Я могла не соглашаться на брак, ведь к тому времени мы почти год прожили вместе, и я знала, что, муж за человек. Видите ли, мне было неудобно отказаться! К тому же мы накопили денег на квартиру, и мне было неловко - что скажут люди (вот довод!), если я оформлю её на себя. Хотя, видит бог, львиная доля заслуги в покупке квартиры - моя.
И вот теперь я узнала, что покалечила жизнь не только себе, но и своему единственному ребёнку. Что тут делать?
Я уговаривала Влада потерпеть два года, окончить школу и уехать, куда его душа пожелает. Влад сказал, что два года - это очень долго. Я сказала, что, если он хочет, может после девятого класса уехать в другой город, учиться в техникуме. На что сын фыркнул: «Нужен мне этот техникум». На мой вопрос, чего же он в конце концов хочет, сын ответил: «Ничего. Я не хочу ни учиться, ни работать».
Это то, чего я боялась. Вокруг много историй, когда дети вырастают и ничего не хотят в жизни. Едят, спят, играют в компьютеры. Великовозрастные инфантильные существа. Неужели мой сын вырос таким же? Ведь с таким настроем его выкинут из школы после девятого класса, а на работу не возьмут.
Что мне с ним делать? Я хочу разобраться, как и чем я могу помочь своему сыну выбраться из его первого в жизни кризиса.
Из письма Ирины
Комментарий психолога
Добрый день, Ирина! Хочу начать с выражения искренней симпатии к вам и благодарности за общение с умным, зрелым человеком. Ваша жизненная позиция, ваши взгляды мне близки.
Ну, а теперь по порядку, что делать. Вы правы, сейчас среди молодёжи много «великовозрастных инфантильных существ». Почему так? В средствах массовой информации и особенно в самом доступном из них - телевидении - активно пропагандируется праздный образ жизни. Не отдых от трудов праведных, а именно праздность. Что мы можем в реальной жизни противопоставить этому? Да ничего. Что бы мы ни говорили, а дети не дураки и видят, что труд праведный оценивается низко, люди труда живут тяжелее, скучнее и как-то даже никчёмнее, чем светские львы и львицы. Дети не глупы, но наивны, и эта всемогущая пропаганда на корню истребляет в них стремление учиться и трудиться.
Все эти мои правильные рассуждения что-то объясняют, но в конкретных случаях не помогают вовсе. Правда, я думаю, что Стерлигов, у детей которого нет ни телевизора, ни компьютера, растит их трудолюбивыми. Но мы не Стерлиговы и нам нужно решать свои проблемы.
Вас мучает непомерное чувство вины, как вы пишете, вы им раздавлены. Я хотела бы вам предложить свои рассуждения на эту тему. Остановим внимание на фразе из вашего письма: «Я не предполагала, что страдания моего ребёнка столь велики». Ирина, дорогая, должна вас разочаровать. Никаких особых страданий по поводу ваших отношений с мужем у вашего сына нет и не было. Вы сами говорите о том, что старались уберечь сына от ссор и скандалов, у вас всегда были близкие, доверительные отношения с ребёнком. Более того, ваш сын знал, чувствовал, что он для вас самый главный человек на свете. Поэтому мы с вами должны признать тот факт, что сын пытался уехать совсем не потому, что ему было плохо дома. Ведь даже в письме он написал через запятую, что ненавидит эту семью, эту школу, этот город.
В какой-то степени, зная вашу безграничную любовь к нему, ребёнок подсознательно использовал самый мощный манипулятивный приём: генерирование в другом человеке чувства вины. Ведь с виноватым можно сделать всё что угодно, из него можно верёвки вить. Вот вы испортили ему жизнь, и теперь он имеет полное право требовать от вас компенсации. Но мы с вами не поддадимся на это.
Второе. Вы себя порицаете за то, что вышли замуж второй раз, потому что вам было неудобно отказаться. А ещё было неудобно оформлять квартиру на себя. Вот этим «неудобно» вы создали себе массу неудобств. Ну что делать, если мы с вами так устроены? Мне тоже очень хочется делать добрые дела, за которые я долго и трудно расплачиваюсь. Но ведь, Ирина, себе на горло не наступишь, сидит внутри эта «зараза» совесть, которая и побуждает нас иногда делать то, чего делать бы не следовало.
Но что сделано, то сделано. Нужно это принять и смириться с тем, что в какой-то степени вы попали в капкан. Вряд ли сейчас вам удастся развестись с мужем. Уж слишком серьёзны причины, которые препятствуют этому. Вот это нужно объяснить сыну. Только нив коем случае не оправдываться. Да, так вы сложили свою жизнь. Может быть, получилось не очень удачно. Но вы ведь не навязываете свою модель жизни сыну. Когда он вырастет, в его праве быть счастливым и успешным. Но сейчас он ни в коем случае не должен осуждать мать, потому что мать у него человек нравственный и честный. И в этой ситуации сделала всё возможное для благополучия ребёнка. Именно это он должен ценить.
Но он будет это ценить только в том случае, если вы станете относиться к себе с уважением. А главное - предъявлять к себе посильные требования, с учётом условий, в которых живёте. Уберите оправдательные интонации в разговоре с сыном. Ведь оправдывается тот, кто виноват. Своими оправданиями вы подталкиваете подростка на путь манипулирования.
Ну, а теперь о главном. Вы, наверное, понимаете, что Влад пытался уехать потому, что ему не хочется ни учиться, ни работать. Это его основной мотив. Подростки уходят и из благополучных семей, и от матерей, которые ради ребёнка развелись с мужем. Что же делать? Конечно, очень хочется заинтересовать ребёнка учёбой, полезным делом. Но ведь реализация такого интереса предполагает упорный труд, а подросток трудиться не хочет. Поэтому положительная стимуляция в данном случае не работает. И, как это ни тяжело материнскому сердцу, придётся перейти на отрицательные стимулы. Если сейчас этого не сделать, то получится ситуация, когда инфантил в 29 лет не работает, не учится, а сидит и целыми днями играет на компьютере. В перерывах между играми навещает холодильник. Мать никак не хочет лишить сына удовольствий. Она сидит на пенсии и работает, а на замечания других людей говорит: «Ну что, я сыну тарелку супа не налью?»
Умница Ирина, вы ведь понимаете, что большинство людей работают не потому, что без работы жить не могут, а потому, что без неё и впрямь не прожить. Вот это ребёнок должен понять, чем раньше, тем лучше.
Как построить разговор с сыном? Объяснить, что сейчас вы не в силах изменить ситуацию. Но может быть, вам не приходят в голову какие-то варианты, которые может предложить он? Постарайтесь спокойно обсудить с Владом последствия возможных решений. Если мы поступим так, что нас ждёт? Если кардинальных решений найдено не будет, то тогда остаётся только одно: если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней. Надо смириться и потерпеть. А когда сын выучится и сможет зарабатывать деньги, вы вдвоём сможете что-то сделать.
Обязательно обговорите с ним, что может случиться, если он попытается уйти из дому. Бездомных детей мучают, насилуют, заставляют попрошайничать. Пишу это, а самой страшно, но что делать, если сейчас это так.
После вступительных разговоров переходим к составлению договора. Лучше в письменной форме, но можно и в устной. Учёба для ребёнка та же работа, что для взрослого служба. Качество работы оплачивается. Но с учётом возраста ребёнку платят не деньгами, а сразу материальными ценностями. Вы вместе составляете договор, что приобретаете Владу за такие-то успехи.
Есть дети, которые говорят: ничего мне не нужно, оставь меня в покое. Ради бога! Но тогда компьютер - строго дозированно и никаких джинсиков, курточек и новых игр. Конечно, отказывать в еде 15-летнему подростку нельзя, но все сладости и лакомства разного плана должны быть изъяты.
Знаете, Ирина, меня сейчас удивляет позиция молодёжи. Многие почему-то уверены, что работа должна быть только по призванию, приносить радость. В юные головки не приходит мысль, что для подавляющего большинства работа - это не средство доставить себе какую-то радость, а просто средство более-менее сносного существования. Молодые люди часто уверены, что они-то уж так жить не будут.
Одна женщина своему 19-летнему сыну предложила поучиться у неё делать ремонт. На что он с гонором ответил, что сам никогда ремонтом заниматься не будет, а будет кого-то нанимать. Ну, и что? Сейчас ему 35 лет, работает охранником, у него двое детей и неработающая жена. Материальное положение - мышь в холодильнике повесилась.
Но чужие примеры не убеждают. Поэтому убеждать мы не будем. Не хочется, но придётся прибегнуть к ультиматуму: выполнишь положенную работу - будешь иметь, то о чём мы договоримся. Нет - значит, нет. Выбор за тобой.
Ирина, дорогая, постарайтесь не поддаваться на шантаж! Я знаю, как это трудно. Ребёнок видел, как вы испугались, когда он сбежал. Могут быть повторные попытки вас запугать. Не показывайте своего страха, своей паники. Ради будущего ребёнка наберитесь мужества. В 15 лет он ещё сможет усвоить смысл формулы «кто не работает, тот не ест». Но если он несколько лет проживёт по-другому, никто его потом работать не заставит.
За ребёнком сейчас необходим «зонтичный» контроль. Честно предупредите его, что вы еженедельно будете посещать школу с целью сбора информации. Вам это неприятно, но в родительском долге вообще мало чего приятного. Желаю вам мужества и терпения. С искренней симпатией,
Галина Белозуб
Комментарии: 0