1
0

Дети-бумеранги

Изменение графика нашей жизни

Роддом – учеба – семья – работа – пенсия (если повезет, то помощь от своих детей). Взрослеем в 18-19, до 25 лет стараемся обзавестись семьёй и ребёнком, а дальше как сложится - вот привычный график нашей жизни. Этот традиционный цикл сегодня отклонился от курса, что очень заинтересовало психологов. «Двадцатилетние» (условное обозначение возрастной группы от 18 до 25) оказались крайне интересным предметом для исследования. И выяснилось, что сейчас происходит странное изменение графика «взрослой жизни».

Пять этапов

В социологии существует пять этапов перехода человека во взрослую жизнь:

1) окончание школы,

2) уход из родительского дома,

3) обретение финансовой независимости,

4) вступление в брак,

5) рождение ребёнка.

Но вот интересная штука: в последнее время появилась устойчивая тенденция - взрослые дети после окончания вузов вовсе не идут дальше по этому привычному пути, а возвращаются в родительский дом. В США процент «детей-бумерангов» превысил цифру 40. В Европе подбира-ется к этому значению. В России исследования не проводились, но тенденция наблюдается.

Сегодняшние «двадцатилетние» - это дети того самого «бэби-бума», случившегося в 1980-х. (Имеется в виду резкий рост рождаемости, произошедший в тот период) И если тогда средний возраст вступающих в брак составлял 21-23 года, то в 2009 году возраст поднялся до 26-28 лет. Увеличился на пять лет всего за одно поколение! Это очень много.

И для наглядного примера: в 1960-х почти 70 процентов людей достигало пятого этапа взросления к 30 годам. А в 2000-х - всего треть мужчин и половина женщин к этому возрасту обзавелись ребёнком. И сегодня человек лишь к 30 годам достигает того, что в 1980-х достигалось уже к 25!

Безусловно, современным молодым людям труднее найти свою дорогу к взрослой жизни. Раньше само общество подталкивало их к тому, чтобы следовать по традиционному пути: вуз (техникум) - завод - семья - ребёнок. На бездетных посматривали коса, да и государство взи-мало налог за отсутствие ребёнка. А сегодня никого не удивляет молодой человек, холостякующий до 40 лет. Большинство девушек в наше время не собираются рожать раньше 25 лет и считают, что чем позже, тем лучше. Ну а уж к работе сейчас вообще никто не относится как к призванию: вряд ли нынешние менеджеры считают свою нынешнюю офисную работу делом всей жизни. С призванием они до сих пор как-то не определились.

Некоторые молодые люди вообще не осиливают всех пяти этапов: например, кто-то никогда не вступит в брак и не родит ребёнка, потому что не хочет для себя такой обузы. А кто-то меняет порядок этапов: не сначала семья - потом карьера, а прежде всего карьера и много позже - создание семьи. В результате до семьи дело может дойти годам эдак к пятидесяти.

Так или иначе, сегодня тот период, который принято называть «взрослостью», наступает позже, чем обычно. Этот факт заинтересовал не только психологов и социологов, но и учёных из других сфер и даже политиков. Мнения разделились: одни считают, что подобное «тормо-жение» - явление временное, связанное с нынешним экономическим положением. Другие полагают, что к этому фактору надо относиться как к длительному, ведущему к полному пе-реформированию современного человека. И этот процесс закончится лишь через несколько десятилетий.

И так все нормально

О том, что группу «двадцатилетних» нужно рассматривать отдельно, первым заявил Джефри Арне - американский профессор психологии в знаменитом университете Кларка, где в своё время преподавал сам Юнг. Арне считает, что сегодня у возрастной группы 18—21 происходит второй пубертатный период, то есть период полового созревания, только без физиологии, ко-торая, как и прежде, формируется к 18 годам, а на психологическом уровне.             

Само понятие «пубертатный период» придумал в 1904 году гениальный психолог Г. Стэнли Холл. Холл обозначил подростковый возраст как время бунтарства, печали и эмоциональных по-трясений. «Кривая уныния» по Холлу начинается в 11, идёт вверх до 15 лет, а затем неторопливо падает до 23. Что характерно для этого периода? Молодые люди ищут острых ощущений; для них гораздо важнее отношения со сверстниками, чем с родителями; они гиперболизировано воспринимают информацию, донесённую с помощью СМИ, - вот основные постулаты теории Г. Холла.

После его публикаций в США стало меняться отношение к подросткам: появились специ-альные учреждения именно для них, издавались законы о детских правах, детском труде и так далее.

Другим странам рано или поздно придётся сделать то же самое - изменить государствен-ный подход к проблемам молодых людей. Перемены, начавшиеся на рубеже XX-XXI веков, должны повлечь за собой социальные перемены для «двадцатилетних» на государственном уровне.

И эти перемены уже происходят во Франции, Греции и других государствах Европы. Нынешние беспорядки в этих странах устраивают как раз те самые «двадцатилетние», которые оскорблены тем, что им придётся выходить на пенсию позже, чем предкам. Но как бы они ни протестовали, повышение пенсионного возраста неизбежно. Ведь их родители начинали работать с 18 лет, а сейчас молодой человек «качает ногой» лет до 25, иногда перебивается случайными заработками и лишь ближе к тридцати задумывается о постоянной работе. Позже начинаешь работать - позже уходишь на пенсию.

Но есть и другая проблема - молодому человеку порой просто некуда устроиться. Сегодняшний мир захлестнула так называемая «информационная экономика». Из-за этого сократилось количество рабочих мест для молодых специалистов с законченным образованием, но без опыта работы. Куда девать всю эту толпу образованных людей, не сумевших найти себе применение? Так или иначе, скоро общество вынуждено будет подстраиваться под новую возрастную группу.

Сюда же относится проблема поздних браков, когда молодые люди не стремятся созда-вать новую стабильную ячейку общества. Почему это происходит? Да потому что само общество стало спокойно смотреть на добрачный секс и добрачное сожительство. Плюс доступность противозачаточных средств! Зачем молодым семья, если и так всё нормально?Если вы ищете детский интернет магазин, рекомендуем посетить сайт http://babypremium.com.ua.

Но главная причина, по которой многие не торопятся обзаводиться потомством, кроется в том, что современному человеку сегодня предоставляется широкий спектр возможностей, в том числе медицинских. Достижения современной медицины позволяют женщинам рожать в более зрелом возрасте. Правда, тут же возникает проблема «поздних» детей, но их судьбы и психологическое состояние - предмет отдельного исследования.

Однако само «ощущение возможностей» подталкивает молодых к тому, что можно не то-ропиться жить. Есть время оглядеться, исследовать собственную личность и хорошенько поду-мать о том, что и как делать дальше. В результате на жизненный  путь человек вступает лишь к тридцати годам, когда тянуть дальше уже неприлично.

Родители- «вертолёты»

Что из этого следует? А то, что люди, к которым мы привыкли относиться как к взрослым, снова попадают в категорию «подростков-переростков». И как же тогда должны решаться во-просы морально-этические? Например, как будет выглядеть контроль и опека со стороны родителей? Что станет с проблемой «отцов и детей» с учётом того, что «детьми» сейчас считаются люди аж до 30 лет?

Наверное, родители-«вертолёты» будут рада новой возрастной таблице. «Родители-«вертолёты» - это научный термин, который укоренился в среде профессиональных психологов. Речь идёт о тех родителях, которые бесконечно «зависают» над своими чадами, стараясь оградить их от всех напастей. Они готовы «спикировать» в любой момент, чтобы оказаться рядом.

Психологи полагают, что именно на плечи родителей- «вертолётов» ложится доля «ви-ны» за увеличение возраста взросления. Сами родители нынешних «детей-бумерангов» были очень молоды, когда обзаводились семьями и потомством. Вероятно, пройдя очень сложный  путь раннего взросления, «вертолёты» подсознательно хотят оградить детей от повторения сво-ей участи. Так или иначе, сегодня молодой человек остаётся для своих родителей ребёнком, даже если уже окончил вуз. Эта тема нашла отражение в литературе и кинематографе, где взрослые дети сидят на шее у своих родителей. И ни те, ни другие не понимают, куда двигаться дальше. «Ощущение возможностей» породило чудовищный инфантилизм.

Молодость длится до 45 лет

Однако так ли уж чудовищно обстоят дела? Продолжительность жизни человека сейчас перевалила за 80 лет, и в этой ситуации не лучше ли действительно дать «двадцатилетним» возможность подольше выбирать приоритеты в собственной жизни? И вновь сомнения: а не приведёт ли это к тому, что приоритеты так и не будут выбраны?

В исследованиях профессора Джефри Арне, о котором мы говорили вначале, чётко прослеживается основная психологическая особенность «двадцатилетних»: большинство из них одновременно ощущают себя и взрослым, и ребёнком. Эта двойственное восприятие мира многих пугает.

Другой психолог, Эрик Эриксон, вообще считает, что период «молодости» длится от 25 до 45 лет! (То, что раньше 25, - это всё ещё детство.) Этот учёный характеризует молодость как период жизни, при котором главная проблема - в выборе. Искать ли себе постоянного спутника жизни или подождать? Взваливать на себя обязательства или нет? Вы представьте себе, что станет с миром, в котором люди до 45 лет не могут определиться, кем они хотят быть и с кем они хотят создать семью! А ведь это наше недалёкое будущее!

Вы скажете: какое нам дело до американских исследований, если мы живём в России? Однако мы тоже повторяем эту ситуацию, не можем не повторять, потому что, приходится признать, молодые россияне во многом «американизированы». Это прослеживается и в системе образования, и в интересах, и даже в стиле питания. Куда ж сегодня деться от вездесущего фастфуда? Да и современные российские СМИ активно участвуют в привитии чужих традиций неокрепшим умам. Молодые люди из благополучных семей часто уезжают продолжать образование за океан, и там, на месте, уже окончательно пропитываются стилем жизни амери-канской молодёжи. Чаще всего по возвращении эти молбдые люди становятся «детьми-бумерангами», то есть садятся на шею богатых родителей. И даже если устраиваются на работу, то поближе к «папочке».

Деградация

Такое положение характерно в основном для Москвы и Петербурга. А это далеко не вся Россия. Если же говорить обо всей стране, то проблема оказывается ещё глубже. «Позднее взросление» кажется особенно опасным, если вспомнить о нашей главной проблеме - демо-графической.

У нас тоже работают прекрасные специалисты и в психологии, и в социологии. То, что по-казывают последние исследования, заставляет схватиться за голову. Наши «двадцатилетние» со-ставляют всего лишь 22 процента от общего населения России. Это очень мало. Но и это не са-мое страшное. Именно в этих 22 процентах наблюдается чрезмерно высокая смертность. Это в первую очередь относится к молодым мужчинам до 30 лет. Их смертность в два раза превышает смертность женщин того же возраста. И на первом месте гибель от несчастного случая в со-стоянии опьянения - алкогольного или наркотического.

С этими случаями мы, увы, сталкиваемся на каждом шагу. Смерти нелепые, случайные, не-нужные. Совсем недавно в одном из небольших городов произошла такая история. Две молодые супружеские пары возвращались ночью домой из гостей. На мосту, который они переходили, между подвыпившими мужчинами произошёл спор: слабо или неслабо прыгнуть с моста в реку? Жёны ахнуть не успели, как те один за другим прыгнули с моста. Только вот забыли, что мост был недавно реконструирован и дополнен мощными бетонными накатами... Олегу было 24 года, Семёну - 22. Остались бездетные вдовы: 20-летняя Ирина и Леночка 19 лет от роду. Этот страшный случай - лишь один из сотни тысяч. Так уходит генофонд России.

Но это только часть айсберга. Мало кто из нас знает реальный масштаб бедствия под названием «здоровье молодого поколения России». Оно откровенно плохое. На фоне ужасной экологии, некачественных продуктов питания и закрытия большого количества оздорови-тельных учреждений наша молодёжь стала «больным поколением». Оказывается, то, что ка-залось давно решённой проблемой, накатило новой волной. В возрастной группе от 20 до 25 лет очень высок процент болеющих туберкулёзом, венерическими заболеваниями и ВИЧ-инфицированных. Из этого списка особенно поражает туберкулёз, ведь, казалось бы, его давно победили! Но на деле всё не так. С 1992 года число заражённых туберкулёзом молодых людей повысилось в 16 раз.

А ещё актуален термин «социальная патология в молодёжной среде». Это означает следу-ющее: рост преступности, наркомания, токсикомания, алкоголизм и моральная деградация. Психологи и социологи особо отмечают опасность вот этой моральной деградации. Нынешние «двадцатилетние» не умеют организовывать свой досуг, не могут найти подходящую работу, имеют низкие доходы, они социально неблагополучны, страдают от жестокости родителей и потеряли всякие нравственные ориентиры. Наверное, не стоит читать об этом перед сном...

Но панику навести легко. Не даёт покоя извечный вопрос: что делать? Или, вернее, кто и что делает для того, чтобы в корне изменить эту ситуацию? Потому что у наших «двадцатилет-них» проблемы не те, что у их американских сверстников. Пока в Америке засидевшиеся под-ростки ломают голову над тем, какую профессию выбрать и с кем создать семью к тридцати годам, наши решают более серьёзный вопрос - как дожить до тридцати?

Справедливости ради надо сказать, что неравнодушных людей, занимающих в том числе высокие посты, в нашей стране много. Они пытаются что-то изменить. Интерес к проблемам молодёжи за последние годы сильно возрос. Возможно, через несколько лет ситуация выпра-вится и генофонд огромной державы оздоровится.

Но положение не изменится, пока наши родители опекают детей чуть ли не до старости, пока наши платные вузы выпускают плохо подготовленных и никому не нужных юристов, экономистов и журналистов, пока на заводах некому работать даже за приличную зарплату, а в офисы выстроилась очередь желающих устроиться хоть на 6 тысяч - зато в чистоте и никакой ответственности, а с деньгами родители всегда помогут. Так вот: эти «дети» никогда не вырастут. Потому что им и так неплохо.

Наталия Лалабекова

Это интересно:

Изящество итальянской женской одежды

Италия по праву считается страной-законодателем моды, в нее съезжаются все модницы мира, чтобы пополнить гардероб новинками одежды и обуви, а за неделями моды в Милане наблюдает весь мир, ведь именно оттуда начинается понятие тренд и актуальность в будущем сезоне.
Показать еще...

Давайте выясним отношения

Душа в душу, как кошка с собакой Иногда про супругов говорят, что они живут душа в душу, но чаще - живут как кошка с собакой.

Сверху красиво, а внутри пустота

Нужна ли я этому миру? Мне 24 года, замужем.

Во всем вижу только плохое

Таким девочкам вредно сидеть дома Меня зовут Света, мне 21 год.

Я работаю громоотводом

Меня спасет только чудо Я всегда была застенчивым, рани­мым боязливым ребёнком.

Комментарии: 0

Опрос
Вы едите после 18:00?
Сегодня
22.11.2024
Сегодня праздников нет
Именины сегодня:
22 Ноября
именины сегодня празднуют: