Как не впасть в старческий маразм
Кто поставил человека на ноги?
Уважаемый читатель, вы не будете против, если я начну эту статью с цитаты журналиста Ольги Добромысловой: «Я давно уже утвердилась во мнении, да и от других слышала не раз: к старости человек или обретает мудрость, или деградирует так, что впадает в маразм. Третьего не дано».
Не знаю, как для вас, а для меня это всегда было величайшей загадкой. Ведь, если здраво рассуждать, человек пожилой, поживший должен стать мудрее, добрее, человечнее. И обязательно духовнее! Мне казалось, что с годами духовное растет, человек светлеет лицом и приобретает лик...
Но вот это как раз большая редкость. Чаще человек к старости не только не приобретает лик, но умудряется потерять и человеческое лицо. Почему же это происходит и вообще - что такое человек? И от кого произошел вид гомо сапиенс? Я не знаю точных ответов на эти вопросы, но иногда важнее не столько найти ответ, сколько задуматься над вопросом.
Когда же эта загадка стала меня буквально мучить?
А произошло это, как и многое важное в нашей жизни, неожиданно. В молодости я читала лекции по психологии. И одну из лекций бойко начинала словами: человек человеком не рождается, а становится. Лиса рождается лисенком, утка рождается утенком, а вот человек вне человеческого общества никогда человеком разумным не станет. И если представить себе фантастическую ситуацию, что вдруг на земле исчезли все люди старше одного года, а остались только младенцы, - то никто из них на ноги бы не поднялся и уж точно по-человечески бы не заговорил. Ведь рядом обязательно должны быть человеческие руки, которые поставят ребенка на ноги! И должен быть рядом человек говорящий, который научит ребенка говорить.
Эту теорию подтверждают так называемые «волчьи дети» - дети, с младенчества выращенные животными. Впервые такой случай был описан индийским психологом в 1947 году. В стае волков нашли двух девочек 3 и 8 лет. Они хорошо бегали на четвереньках, но не говорили, не умели смеяться и плакать. Свои эмоции, например, радость, они выражали прыжками, агрессию - рычанием, в тоске и печали забивались в угол. Девочек назвали Амала и Камала и отдали на воспитание в женский монастырь. Младшая вскоре умерла, и ее смерть старшая девочка очень переживала. Она не плакала, она забилась в угол и отказалась от еды. (Так же переживают горе наши домашние любимцы.) В монастыре она прожила до 18 лет, потом тоже умерла. К 18 годам стараниями монахинь она достигла уровня интеллектуального развития 4-летнего ребенка. Овладела прямохождением, научилась говорить и есть за столом. Монахини даже отмечали, что девочке удалось привить нравственные начала. Так, например, входя в столовую, она уже не стремилась схватить что-то со стола, а ждала, когда все сядут за стол.
Таких детей, вскормленных и даже воспитанных животными, в литературе описано несколько. Наблюдения за ними позволяют сделать вывод, что прекрасная сказка про Маугли - это всего лишь сказка.
И вот однажды я, как обычно, бойко все это проговорила на лекции и вдруг остановилась. Ведь тогда получается, что теория эволюции не верна! Значит, действительно изначально были Чьи-то руки, которые подняли человека на ноги?
Как-то я прочитала, что, согласно библейскому преданию, Бог создавал человека два раза. Первый раз по образу и подобию Своему (и таких людей было немного). А дальше, я думаю, было так. Бог посмотрел на землю, а там - работы непочатый фай. Дома не построены, дороги не проложены, да и размножаются не слишком интенсивно. И тогда Бог, чтобы увеличить «поголовье», налепил «вторую партию» из глины.
Не знаю, достоверна эта информация или нет. Но точка зрения прямо-таки шовинистическая: значит, есть люди первого сорта, а есть - второго. Необычайно удобная позиция для таких, например, как Гитлер. Но, если отбросить фашистские теории, такая позиция все равно многое объясняет - и, в частности, почему одни люди способны приобретать жизненный опыт, а другие - как-то не очень. Почему одни люди берут ответственность за свою жизнь на себя, а другие всю жизнь норовят переложить причины своих неудач на чужие плечи?
Но принять такую позицию разделения людей по сортам для меня неприемлемо, и я придумала для себя другую версию. И мир стал для меня законченным и понятным. Вот что я придумала.
На третьем месяце развития человеческого эмбриона (так считают йоги, и я с ними) Бог вдыхает в человека душу. И дальше, как я считаю, все зависит от тебя. Выращиваешь ты в себе эту душу - значит, приобретаешь бессмертие. Выращивая душу, человек поднимается над уровнем своего интеллекта и обзаводится так необходимым в старости духовным умом. Духовный ум, помимо формирования мудрости, то есть основной своей функции, выполняет и функции дополнительные - он держит интеллект, не дает тому угаснуть. Интеллект без контроля духовного ума обязан снижаться в связи со старением мозга, то есть выходом из строя нашего «биокомпьютера». Поэтому, как мне кажется, главная задача человека в этой жизни - забота о взращивании в себе души. Вот об этой главной задаче я и буду сегодня говорить.
Что хорошего в старости?
Только духовный ум спасает интеллект. Ведь интеллектуальные функции с возрастом ослабевают, по законам природы должны ослабеть! Правда, иногда говорят (и это подтверждается исследованиями), что, если человек занимается интеллектуальной деятельностью, это помогает ему сохранить в старости ясность ума. Согласна в том, что касается профессиональной деятельности. Но вопросы отношения с окружающим миром, которые вызывают изменение личности, - без подстраховки духовного ума никакая интеллектуальная деятельность не спасет!
Понаблюдайте за жизнью вообще и за жизнью людей после 70-ти в частности. Во время моей работы на радио и ТВ мне приходилось встречаться с замечательными специалистами в области науки, техники, медицины. Да и жизни пожилых родных и знакомых тоже не обойдешь стороной! И вот сейчас, на опыте собственной старости (которую я радостно приветствую!), могу сказать: никакая интеллектуальная деятельность без развития духовности не убережет человеческую личность от необратимых и таких, прямо скажу, нечеловеческих превращений.
Поэтому нам с вами так важно понять великую роль духовности в сохранении нашей человечности. И великую роль старости как периода взращивания души. И самый существенный фактор здесь для человека - это отношение к надвигающейся старости. Для многих старость - это катастрофа, а климакс - жизненный финал. Многие мои клиентки пятидесяти и старше о будущем своем говорили так: «Как-нибудь буду доживать». Философия «доживания» поразила наше старшее население как эпидемия. Никаких собственных планов, никаких стремлений. И патологическое желание жить «жизнью сына», дочери, внуков.
Неужели не ждет нас ничего хорошего? Неужели мы не научились жить? А ведь к 50 годам мы почти не зависим от мнения окружающих. Пьянящее чувство свободы! Которое, правда, сдерживается отрезвляющим чувством ответственности за себя, за других, за весь мир.
В старости вы можете от любых неприятностей спрятаться в ваш собственный внутренний мир. Человеку не скучно самому с собой, он приобретает изысканное удовольствие - думать.
Приходит понимание смерти как продолжения жизни, просто жизни в другом качестве. Уйдет страх смерти и уведет за собой страх жизни. А уйдет из вас страх - и станете вы свободны и независимы. И будете хорошо усваивать уроки жизни. Поймете скрытый смысл страданий, печалей и ошибок.
Человек, как гусеница, не может оторваться от земли. Но приходит время, и он бабочкой улетает в другой мир. Старость - это время кокона, в котором душа наша в виде куколки обретает мудрость - крылья для перехода в иной мир.
Поэтому наша важнейшая задача - вырастить душу, чтоб было чему вылететь и чтоб было чему улететь. И первое, что мы должны помнить: душа растет в уединении.
Как растить душу?
Можно, конечно, созерцать свой пуп. Можно, как йог, сесть на вершину Гималаев и медитировать, а снег вокруг тебя будет таять. Но нам привычнее диван. А еще лучше для духовного роста - прогулки по аллеям летом и зимой. Однако прогулочное уединение само по себе душу не вырастит. Для достижения этой высокой цели необходимо самопознание. Познай себя.
Ох, и трудное это дело! И сколько раз я слышала: ну уж кто- кто, а я-то себя знаю. Я добрый. В прошлом году соседу сто рублей одолжил, он, подлец, все не отдает, сколько ни напоминаю. А другой спрашивает: скажите, может, я жадный? У меня две рубашки, может, следует одну отдать?
Чтобы познакомиться с собой, заглянуть внутрь себя, нужна большая смелость. Может быть, знакомство это будет не из приятных, ведь в глубине могут закопошиться такие твари, о которых лучше не знать. Это как хотите. Выбор за вами, дело психолога маленькое: прокукарекал, а там хоть не рассветай. Но если в свою душу не заглянуть, то счастья не отыскать, а бессмертия - тем более. Поэтому: хочешь жить - умей открыться самому себе. Что гораздо труднее, чем откровенничать с другом.
Итак, как сделать первый шаг к самопознанию? К честности перед самим собой? Задавайте себе вопросы.
Представьте, что ваша дочь лесбиянка, для вас это трагедия. Вопрос: почему? Услужливое сознание, вооруженное психологическими защитами, тут же подсунет ответ: я желаю счастья своей дочери. Я же не о себе беспокоюсь, а о ней, своей кровиночке. А ты отодвинь льстивое, лживое сознание и вновь задай себе вопрос: а разве она сказала, что она несчастна? Разве она хочет жить с мужчиной? Разве это не ее сознательный выбор?
После таких вопросов уже никуда не деться от понимания: беспокоюсь-то я не о дочери, а о себе любименькой. Сексуальная ориентация дочери мне принесет неприятности. Придется выдерживать косые взгляды и сплетни соседей и, наверное, скандалы с мужем. Но зато вот тут-то я и пойму, люблю ли я свою дочь, способна ли я к материнской любви, к любви безусловной?
Трудное и печальное это дело - путь к себе. Снимаешь психологические защиты, как сдираешь кожу - и больно, и страшно, и кровь идет. Но как иначе приблизиться к духу своему, к Богу? Ведь Всевышний видит любого из нас безо всяких там психологических защит. Себя-то обмануть можно, но Его-то не обманешь. Великий Заратустра, мудрец и провидец, дал нам мысль, которую нужно все время держать в голове и совести: человек не совершает бескорыстных поступков, в любом самом благородном действии человека имеется определенная выгода. И это нормально. Но если ты эту выгоду свою не видишь, а почитаешь себя благодетелем рода человеческого, то это не значит, что Заратустра насчет тебя ошибается. Скорее всего, это ты насчет себя ошибаешься.
Итак, если вы хотите увидеть истинные свои мотивы, наберитесь смелости, приготовьтесь к нелицеприятному и... задавайте себе вопросы. Могу долго об этом писать и приводить примеры, но мне пора переходить к следующему пункту, где я остановлюсь на том, самом важном, что позволяет чувствовать себя в старости счастливым.
Вы скажете, а при чем тут старость? А при том. Старость всегда при чем и, более того, при ком. При каждом из нас. Продлить жизнь можно, только продлив старость. Но количество прожитых дней - не есть наша цель. Не количеством мы озабочены, а качеством. Мы с вами думаем не как прибавить к жизни годы, а как к годам прибавить жизнь.
Уединение, умение побыть с собой не приходит сразу. Многие мне задавали вопрос: как это - ничего не делать, ни с кем не разговаривать, ТВ не смотреть, в окно не пялиться, а просто сидеть и думать?
Сидеть можно и просто, а вот думать нужно не о простом, а о сложностях души нашей. И если вы откроетесь перед собой, то вступите в возраст смирения. Кто это испытал, тот знает, как сладко осознавать, что ты смирился, принял то, что раньше тебя раздражало. Твои желания улеглись и зависть не толкает тебя в бок: беги, доставай, что спишь, у других есть, у тебя нет.
Кто и сколько нам должен?
Хотите, я открою вам секрет счастливого бытия и ладного с другими жития? Учитесь благодарности. По моему жизненному опыту, счастливый человек - это благодарный человек. Вас удивит: неужели может быть так просто и даже примитивно? Я сейчас предложу вам свои рассуждения, а вы уж разбирайтесь, что к чему.
Наблюдая за жизнью, я пришла к выводу, что люди делятся на две категории: одни считают, что им все обязаны. Конечно, в первую очередь государство. Ведь оно давно на свои обязательства перед народом плюнуло. Правительство говорит: если пенсионерам чуть прибавку сделаешь - инфляция сразу как прыгнет! Правда, пенсионеры согласны, пусть прыгает, да кто ж их спрашивать будет? И человек, который считает, что государство ему что-то должно, начинает страдать оттого, что государству не до него.
Есть и другие люди, которые требуют благодарности от своих близких, а особенно от детей. Заведет такой человек себе в голове конторскую книгу и все свои благодеяния туда записывает. И сколько ни твердят, что дети взрослым ничего не должны, что навязанные услуги не оплачиваются, - все равно, для этой категории людей любимая позиция - обвинять людей в неблагодарности, а любимые песни - это бурчалки и ворчалки, сопелки и пыхтелки. Каково детям испытывать благодарность к родителю, который выбивает из тебя благодарность палкой, как из пыльного ковра!
Но хватит об этой неприятной категории людей. Может, это и правда люди из глины?
Ну а как воспринимают мир те, кто по образу и подобию? Их вот как раз в первую очередь и отличает благодарность. Как счастливо быть благодарным! Знать точно, что никто и ничего тебе не должен, ничего не ждать, никаких услуг и благодеяний. А если кто-нибудь что-то сделает - радость несказанная! Таких стариков и старух немного, но сразу их выделишь и отличишь. По светлому лику.
Уметь быть счастливым - это уметь довольствоваться тем, что есть. И не просто довольствоваться, а «раскапывать» в этом «довольстве» сладости жизни. Если не поддерживать в себе это постоянное состояние радости, то с возрастом, по законам природы, гормонов радости будет вырабатываться все меньше и меньше, а гормонов грусти, печали и раздражения - все больше и больше. И когда-нибудь настанет страшный день, когда ты будешь знать, что это красиво, радостно или смешно, но ни смеха, ни радости не будет. А одна пустота в душе. Это и есть ад. Я знаю, я таких людей видела. И называется это ангедонией или агедонизмом.
Но с нами ведь этого не случится! Просыпаться мы будем рано и улыбаться мы будем свету. Как бы грустно ни было, будем улыбаться. Не ворчать, не бурчать, не жаловаться. Возьмем лупу и поищем хорошее в нашей жизни, а плохое перешагнем.
Будем жить в мире своих сверстников. Унизительно виснуть на своих детях и внуках, все время напоминая им, что они должны нас любить, с нами общаться, все нам рассказывать и так далее.
Будем любить Бога, природу, людей, себя, вкусную еду, смех, слезы - жизнь! И в результате удастся обрести себя. Обрести себя и вырастить душу – разве не в этом подлинный смысл нашей жизни на Земле?
Галина Белозуб
Комментарии: 0