0
0
Что такое финансовая модель в excel?
Финансовая модель предприятия - это набор взаимоувязанных показателей, характеризующих его деятельность. Цель ее создания - возможность мгновенно просчитать влияние тех или иных изменений на финансовое состояние и результаты деятельности. Именно поэтому при построении финансовая модель предприятия преимущественно наполняется не значениями, а уравнениями и формулами расчетов, чтобы все зависимые характеристики автоматически пересчитывались после изменения исходных данных. Финансовая модель как инструмент оценки бизнеса Все показатели, которые будут использоваться в финансовой модели предприятия, можно условно разбить на следующие группы: имущество (активы), обязательства (пассивы), денежные потоки (поступления и платежи денежных средств), доходы и расходы. То есть все результаты расчетов, выполненных при помощи модели, могут быть представлены в привычной форме - баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств по состоянию на произвольную (выбранную) дату в будущем. Личный опыт Наталья Орлова, финансовый директор ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» (Саратов) Наша компания столкнулась с тем, что в постоянно меняющейся ситуации стратегический бюджет, утвержденный на текущий год, не может служить единственным и безусловным ориентиром. Причина - отсутствие возможности предвидеть на долгосрочную перспективу направление и интенсивность изменений внешних параметров (роста безработицы, снижения платежеспособного спроса и как следствие падения объемов продаж). Поэтому мы активно используем механизмы финансового моделирования для построения различных сценариев деятельности предприятия в среднесрочной перспективе в зависимости от изменения тех или иных внешних параметров. Финансовые модели создаются на базе бюджетов с той же значительной степенью детализации статей. Это помогает, на мой взгляд, наиболее эффективно определить зависимости и подразделить затраты на условно-постоянные и условно-переменные. Таким образом, финансовая модель предприятия представляет собой производную от утвержденного стратегического бюджета, но значительно более гибкую, постоянно меняющуюся в зависимости от прогнозируемых перспектив и достигнутых результатов. Финансовая модель в Excel: принципы построения Логика построения финансовой модели предприятия Начиная создавать финансовую модель предприятия, лучше руководствоваться принципом «от простого к сложному», иначе в попытке учесть все нюансы есть риск запутаться в большом количестве формул и ссылок. Поэтому вполне оправдано вначале создать простейшую модель (с минимальным количеством элементов), установить связи общего характера между внешними параметрами (спрос на продукцию, стоимость ресурсов) и внутренними показателями деятельности предприятия (выручка, затраты, денежные потоки и т. д.). В первой итерации можно не заботиться об особой точности задаваемых параметров. На этом этапе важнее установить правильные взаимосвязи между переменными так, чтобы финансовая модель предприятия автоматически пересчитывалась после изменения исходных данных и позволяла выстраивать различные сценарии. Уже после этого можно приступить к ее развитию, детализовать показатели, ввести дополнительные уровни аналитики и т. д. Пример финансовая модель в excel можно скачать по ссылке в конце статьи. Как создать финансовую модель предприятия, описывающую его операционную деятельность в Excel, посмотрим на примере предприятия, занимающегося оказанием услуг. Этот вид деятельности наиболее прост для моделирования (по сравнению с торговлей или производством), поскольку, как правило, подразумевает меньшее количество ключевых переменных. Доходы. Построение финансовой модели в Excel начинается с задания внешних параметров. Отправной точкой для дальнейших расчетов послужит план продаж, в нашем случае – оказания услуг. Для этого в Excel на одном из листов книги размещается таблица с планом продаж в денежном выражении (см. табл. 1). На этом этапе выручку можно указать «навскидку» или использовать данные прошлого года. Пока точность не имеет большого значения. Позднее при детализации модели план продаж придется доработать. Таблица 1 План продаж в финансовой модели предприятия, тыс. руб. Янв. Фев. Мар. … Дек. Услуга 1 30 32 34 … 52 Услуга 2 30 32,5 35 … 57,5 Услуга 3 65 70 75 … 120 Итого 125 134,5 144 … 229,5 Расходы. Исходя из объема продаж, определяется размер переменных затрат. В самом общем виде расчет может выглядеть следующим образом: Переменные затраты = Доля в выручке Х Объем продаж Сделаем небольшое допущение и предположим, что в примере переменными являются только затраты на оплату труда – заработная плата сотрудников полностью зависит от объема оказанных услуг, на нее уходит примерно 30 процентов выручки от реализации. Кстати, план затрат удобнее разместить на отдельном листе Excel (см. табл. 2). В нем зарплата рассчитывается помесячно как произведение коэффициента 0,3 (30% / 100%) и плана продаж на определенный месяц. Расходы на аренду и управление вводятся на первом этапе создания финансовой модели предприятия не как расчетные величины, а как фиксированные значения. В дальнейшем при детализации модели их можно будет заменить формулами, увязав с другими показателями. Таблица 2 План затрат в финансовой модели предприятия, тыс. руб. Янв. Фев. Мар. … Дек. Зарплата 37,5 40,35 43,2 … 68,85 Аренда 30 30 30 … 30 Управленческие расходы 50 50 50 … 50 Итого 117,5 120,35 123,2 … 148,85 Сводные планы. Как только в финансовой модели предприятия сформированы два функциональных плана - продаж и затрат, можно приступать к созданию баланса, плана доходов и расходов, а также плана движения денежных средств. Данные в них вносятся двумя способами: рассчитываются или извлекаются напрямую из операционных или функциональных планов – продаж, затрат (как в нашем примере) и других, например дебиторской задолженности, запасов, производства и пр. В Excel устанавливаются ссылки на соответствующую ячейку и страницу. Ручной ввод цифр тут недопустим (за исключением данных о начальных остатках в балансе), иначе модель просто не будет пересчитывать данные. Не стоит перегружать планы верхнего уровня (баланс, прибыли и убытки, движение денежных средств) показателями. Лучше стремиться к тому, чтобы каждый из них мог уместиться на одном печатном листе. Зачастую трудно удержаться от соблазна расшифровать каждую цифру (например, в плане доходов и расходов расписать выручку по видам продукции, группам клиентов, каналам сбыта и т. п.). Если в план доходов и расходов включить сотню видов готовой продукции и статей затрат, это значительно затруднит его восприятие. Тем не менее с точки зрения информативности полезно подобные планы дополнять различными относительными показателями (например, в баланс внести показатели структуры активов и пассивов (удельные веса статей в валюте баланса), в план доходов и расходов – рентабельность).
Это интересно:
Интерактивные стены применяются все шире
Проекционная стена - это интерактивное устройство, позволяющее оживить интерьер и превратить его необычный мультимедийный мир.Показать еще...
Производительный коммутатор cisco 2960
Не так давно Cisco представила новую серию коммутаторов Cisco Catalyst 2960-X/XR в семействе Catalyst 2960.Жилье эконом-класса самое распространенное
Давайте же разберемся, по каким параметрам определить жилье эконом класса? Не стоит путать понятия «квартира эконом-класса» и «социальное жилье».В Санкт-Петербурге обязан побывать каждый
Санкт-Петербург является крупнейшим городом России, который прославился на весь мир множеством культурных и исторических достопримечательностей.Пластиковые окна выигрывают по всем параметрам
Вы приняли решение заменить свои окна на новые, современные и качественные.От упаковки зависит многое
Различные товары, продукция и сырьё в процессе складирования, хранения и транспортировки нуждаются в «защите» – упаковке, которая подбирается в зависимости от характеристик и требований.Комментарии
оксана
27.06.2014
Валентина
11.06.2014
Комментарии: 0