0
0
Исконно русское ремесло
Финифть — это древнерусское название эмали, а произошло оно от греческого финифтис, что означает «смешиваю». Процесс изготовления художественных произведений осуществляется с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.
Искусство украшения финифтью металлических изделий пришло в Россию из Византии еще в 10 веке одновременно с принятием христианства.
Художественная (горячая) эмаль один из древнейших способов украшения металла.
Финифть применяют для исполнения миниатюрных портретов, украшения ювелирных изделий, икон, гербов и других предметов роскоши. Кстати, здесь можно купить финифть недорого.
Художественная эмаль во все времена ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день признана ведущими искусствоведами как живопись XXI века.
Упоминания о Ростовской финифти относятся ко второй половине 18 века. Первооткрывателем техники, которую унаследовали русские мастера, был французский ювелир Жан Тутен. В 1632 году он первым раскрыл секрет эмалевых красок и тем самым расширил рамки использования художественной эмали. В собраниях Государственного Исторического музея, Государственного Русского музея и Ростово-Ярославского музея-заповедника хранится финифть, которую можно датировать этим временем. В этом же столетии в мастерских Московского Кремля появились первые изделия.
Российская ростовская финифть быстро завоевала заслуженное доверие во многих городах России, что не удивительно, ведь возникновение школы расписной финифти в Ростове Великом было подготовлено небывалым расцветом изобразительного искусства и архитектуры этого старинного русского города во второй половине 17 столетия.
Этот рассвет во многом был обязан деятельности митрополита Иоана Сысоевича, построившего и украсившего множество храмов земли Ростовской, в том числе знаменитую ростовскую звонницу и большую часть храмов Ростовского Кремля.
На эту грандиозную стройку приглашалось множество мастеров из других городов, например, мастера Московского Кремля. В Ростове, как известно, работали такие знаменитые мастера иконописи, как Гурий Никитин и Дмитрий Григорьев. Так или иначе, к концу 18 века в Спасо-Яковлевском монастыре образуется первая мастерская художников-миниатюристов, которая становится известной во всей России.
На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы.
Ростовские эмальеры справедливо называли себя иконописцами, но их произведения — это иконопись Нового времени, т.к. в XVIII в. она не столько развивала традиции древнерусской иконы, сколько ориентировалась на западноевропейскую религиозную живопись. Представления о ней мастера получали от созерцания современных им росписей храмов, копирования книжных гравюр или миниатюр столичных живописцев.
Со временем у ростовской финифти образуется свой стиль – экспрессивный, с динамичной композицией, отличный от иконографии того времени и берущий своё начало скорее в стиле барокко. В Ростовском музее-заповеднике хранятся великолепные произведения мастеров того времени: А Всесвятского, А.Мощанского, П.Иванова, С.Петрова и других.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФИНИФТЬ
Из тонкого медного листа вырубается основа будущей живописной пластинки, которая выковывается определённым образом и затем с двух сторон по особой технологии покрывается размолотой эмалью. Эмаль – это стекловидная масса, которая в зависимости от добавляемых в неё окислов металлов и других составляющих окрашивается в различные цвета. Подготовленная таким образом пластина обжигается в муфельной печи при температуре 800 °С.
Процесс изготовления финифти делится на три стадии:
— изготовление пластин и покрытие их белой эмалью,
— роспись (живопись),
— ювелирное обрамление, каждой из которых занимаются различные специалисты: белоготовильщик (эмальер), живописец и ювелир.
Российские эмальеры берут за основу старинные секреты и опыт совмещают их с современными технологиями нанесения эмалей. Применение эмальерами оригинальных печей для обжига позволяет создать блестящую, играющую огненными бликами уникальную эмальерную пластинку.
На подготовленную пластинку наносится рисунок и начинается живопись. Первый слой красок кладется самыми широкими кистями и называется ''малевкой''. Затем следует обжиг в муфельной печи при определенной температуре.
Эмаль при этом снова расплавляется, а термостойкие краски, накрепко соединяются с эмалью, как бы ''утопают' в ней. Потом вторая прописка — и снова обжиг. И так несколько раз. Финифть обретает свои характерные качества: особую прозрачность, лучезарность и звучность чистых красок, только эмали свойственную глубину многослойной живописи, как бы светящейся изнутри.
В специальной муфельной печи многие краски меняют свой цвет и художник должен предугадать, почувствовать какими они будут после обжига. Так рождается образец ручной росписи, несколько раз побывав под лупой и в жаре муфеля гармонично связанный с предметом, который он украшает, будь то оклад Библии или изящная шкатулка.
Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла.
В настоящее время термин — Финифть в основном используется лишь применительно к российскому, ростовскому художественному промыслу и присутствует в одноимённом названии фабрики в городе Ростов.
РАЗНОВИДНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФИНИФТИ
Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.
Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Направление появилось в XVII веке в городе Сольвычегодске, бывшем тогда в составе Вологодской губернии, потом подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции (Основной элемент — тюльпан) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помощью множества красок. Однако, в начале XVIII в. искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зеленая).
Только в 70−е годы XX в. началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками.
Произведения старых и современных мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике ''Ростовский Кремль'' и других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за Рубежом.
По праву российскую финифть можно считать одним из культурных мега брендов, который сохраняет вечный идеал красоты русской природы и человека.
Это интересно:
Пульт нужен не только для телевизора
Пульты для ворот и шлагбаумов являются наиболее удобными устройствами для автоматического управления шлагбаумами.Показать еще...
Что можно сказать о бензогенераторах
Собственники частных домов нередко сталкиваются с такими проблемами, как долгосрочные и частные перебои с электричеством, при этом жить в доме с комфортом практически невозможно.Очень страшная болезнь
Саркома – это одна их разновидностей злокачественных новообразований, исходящих из клеточных элементов соединительной ткани.Исключительно женский вид одежды
В гардеробе у каждой женщины должна находиться такая вещь как блузка, и, желательно, не одна.Устройство для путешествия в виртуальную реальность
Еще в девяностые в США начался бум виртуальной реальности.Прокат авто - автомобиль на любой срок
На сегодняшний день нет такого человека, который бы ни разу не имел дела с легковым автомобилем.Комментарии
оксана
27.06.2014
Валентина
11.06.2014
Комментарии: 0