Голубые воришки
Для чего человеку дается чувство вины
Здравствуйте, уважаемые читатели газеты «Моя Семья»! Хочу обратиться к вам и Галине Белозуб за советом.
Сейчас я нахожусь в декретном отпуске, меньше чем через два месяца мне рожать. А проблема в том, что уже сейчас я считаю себя плохой матерью.
С мужем мы познакомились год назад. Почти сразу стали жить вместе. Где-то через три месяца после знакомства стали думать о ребёнке. Перестали предохраняться, и вот беременность моя наступила.
А теперь самое страшное. Я заранее знаю, что многие, если не сказать все, меня осудят. Я ещё ни разу не была беременна - ни абортов, ни выкидышей, ни родов. И когда у меня заболел живот, но для менструации было ещё рановато, я подумала, что простыла. Первая моя глупость состояла в том, что я пошла в аптеку и купила антибиотики, не посоветовавшись с врачом, - в то время моя напарница была в отпуске, и у меня не было возможности сходить в женскую консультацию. Живот болел, запускать болезнь не хотелось (до этого я болела по-женски). В общем, выпила я стандартный набор таблеток. Однако месячные не наступали, и я сделала тест - оказалось, беременна. Пошла к врачу, рассказала всё как есть, и она отправила меня на консультацию к генетику и на УЗИ. Генетик разрешил сохранять беременность, полистав какую-то книжечку и вычитав в ней, что лекарство моё не тератогенное, то есть не является вредным для яйцеклетки. Такая консультация на меня не произвела впечатления, и я не успокоилась - всё ещё думала об аборте, хотя и боялась его делать. Пошла на УЗИ, там мне поставили 8 недель беременности и сказали, что сердечко малыша уже бьётся.
У меня ещё было время сделать аборт, но муж отговаривал. А я чувствовала, что всё это опасно, от таблеток могут быть последствия, а ведь ребёнок - это на всю жизнь. Но и страх первого аборта не давал мне покоя. В общем, всё как-то не заладилось с самого начала. Плюс ко всему я работала на очень нервной работе, а нервничать во время беременности категорически нельзя. Дома тоже была на взводе - с мамой были проблемы. Успокаивало только одно - мы с мужем очень любим друг друга. Но матерью я себя тогда не считала и вела себя соответствующе. Много курила. Конечно, узнав о беременности, стала курить меньше и даже хотела бросить до четырёх месяцев. Но бросить так и не получилось, хотя сейчас я курю совсем мало. Случалось, я выпивала пиво, хотя знаю, что это очень вредно. Но самое ужасное, что на сроке в 16 недель я выпила приличное количество шампанского - так что на следующий день меня тошнило и болела голова.
Вот такая я ужасная мать. Сама не понимаю, почему веду себя так. Ведь я очень осторожный человек, слежу за здоровьем, но вот во время беременности - в самый главный период в жизни женщины - веду себя так отвратительно. Не могу сдержаться. Сама не понимаю, почему я, такая паникёрша, которая должна была сразу бросить курить, пить, заняться здоровьем и хорошо питаться, веду себя, как последняя идиотка, которая словно не знает о том, что в ней зарождается новая жизнь.
Последние месяцы я наконец-то узнаю себя. Стала лучше питаться, намного меньше курить (стараюсь бросить), не пью вообще, читаю много соответствующей литературы. Но прошлое не дает мне покоя, я все время боюсь, что моё поведение во время беременности отразится на здоровье доченьки. УЗИ не показывает ничего страшного, но ведь оно не может показать всего. Тем более, что, когда я сдавала кровь на гормоны (врач сказала, что это анализ на уродства), показатели у меня были чуть выше нормы.
Вот так и живу сейчас - скоро рожать, а я переживаю. Знаю, что для ребёнка это вредно, но ничего поделать с собой не могу. Такая я плохая мать.
Из письма Марьяны
Комментарий психолога
Добрый день, Марьяна!
Давайте, не осуждая и не оценивая себя, задумаемся: зачем вы написали мне это письмо? Покаянное письмо, письмо-исповедь, письмо-раскаяние. Когда мы исповедуемся или раскаиваемся, на что мы рассчитываем? Верно - на отпущение грехов и на утешение. Вам плохо, потому что вы испытываете чувство вины. И вы хотели бы, чтобы кто-нибудь оправдал вас в ваших глазах.
Можно ли предположить, что такое отрицательное чувство, как вина, порой выполняет функцию психологической защиты? Ну, например, как рационализация?
Да! Ещё как может. Чувство вины позволяет нам совершать неприглядные поступки и при этом сохранять представление о себе, как о хорошем человеке. Ну вот, например, я изменила мужу, или кому-то нагрубила, или ещё что-то там натворила. Я оцениваю свой поступок как плохой. Но при этом хочу остаться в своих глазах хорошим человеком. Что меня может спасти? Раскаяние. Правда, моё раскаяние не означает, что больше я никогда-никогда никого не обижу и вообще буду вести себя примерно. Но это уже дело десятое. Главное, что моя вина не даёт мне покоя, я страдаю. Прямо как «голубой воришка» из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова.
Помните? «Завхоз 2-го дома Старгородского собеса был застенчивый ворюга. Всё существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился... Свет не видывал такого голубого воришки, как Александр Яковлевич».
Мы все, Марьяна, в большей или меньшей степени «голубые воришки». Потому как просто «воришками» быть не хотим - ведь это значит быть плохими. Вот мы и защищаемся стыдом и чувством вины.
Но, согласитесь, это как-то нечестно по отношению к себе, другим людям и, конечно, к Богу. Надо бы определиться, прибиться к какому-то берегу. Сделать выбор. Либо я считаю, что ничего страшного не случится с моим ребенком, если я буду пить, курить и нервничать. Либо я не буду пить, ведь раз меня утром тошнит, то могу себе представить, как тошно маленькой. Я-то понятно за что расплачиваюсь - за удовольствие. А она за что? Если я хочу, чтобы у ребёнка не страдала сердечно-сосудистая система, а главное, чтобы он не родился с загубленной нервной системой, я не буду курить. Ну, а уж насчёт нервов... Это вообще мой и только мой выбор. Никто не может устроить мне нервотрёпку - ведь нервы-то внутри меня, кто до них может добраться? Если я не захочу нервничать, то никто меня не заставит.
Но, правда, для этого есть отличная отмазка: я ничего не могу с собой сделать. Гениально! Я вот, например, не могу заниматься утренней зарядкой. Так хочу, так хочу!.. Но не могу. Вы в это верите? Марьяна, нет слова «не могу», есть - «не хочу». Не могу не выпить шампанского. А потом в случае чего покаюсь. И если рядом не будет того, кто отпустит мои грехи, то я и сама в состоянии дать себе индульгенцию. Уж что-что, а оправдать себя мы всегда сумеем.
Но, Марьяна, если вы хотите жить качественно, то это возможно только в том случае, если вы будете жить честно. Не в том даже смысле, чтобы не врать другим, а в том высоком смысле, чтобы не обманывать себя. А ещё - чтобы не заставлять платить за свои удовольствия слабых и беззащитных.
Не казните себя за прошлое, живите в настоящем, но каждый свой поступок сверяйте с совестью. Уверена, что у вас всё получится, - как вы пишете, у вас уже получается. Вы станете хорошей, замечательной матерью, если будете стремиться понять, почувствовать своего ребёнка, если, пока он маленький и беззащитный, его потребности и его интересы будут для вас важнее собственных. С уважением,
Галина Белозуб
Комментарии: 0