Страна гадких утят
Чужой принц
Каждый из нас был когда-то ребёнком. Кто-то совсем недавно, кто-то давно, а кто-то уже с сомнением думает: а был ли мальчик? И всё же были мы с вами мальчиками и девочками, были котятами, цыплятами, утятами. Кто-то - пушистым котёнком, кто-то - трогательным цыплёнком, а кто-то и гадким утёнком. Тем самым, который, как утверждает сказка, со временем - р-р-аз и превратится в прекрасного лебедя.Если хотите получить промокоды Ого на скидки в интернет-магазине, обратитесь на сайт http://kuponogolik.ru.
Но вот бывает ли на самом деле так, что чудовище превращается в принца, лягушка - в Василису Прекрасную, а гадкий утёнок - в лебедя? Как вы думаете? Вы пока думайте, а я буду рассказывать вам истории.
У Надежды Петровны родились девочки-двойняшки. Гетерозиготные близнецы, не похожие друг на друга. Старшая была коренастая и крепкая, а младшая - длинненькая, худенькая и слабенькая. Через 5 месяцев возникла необходимость уехать из страны с мужем-военнослужащим в командировку, и Надежда Петровна решила, что ей с двумя малышками не управиться. А потому младшую, слабенькую, родители взяли с собой, а крепенькую старшую оставили у бабушки.
Надежда Петровна была женщина красивая, смелая и честолюбивая, а её мать (бабушка девочек) - скромная, простая, как и положено бабушке.
Надежда Петровна с семьёй вернулась в Союз через пять лет. В пять лет старшая девочка впервые увидела свою маму, которая её тут же начала заставлять себя любить. А девочка никак не могла полюбить чужую неласковую женщину. Она её жутко боялась. И от страха всё время врала, даже тогда, когда правду сказать было выгоднее. Девочка чувствовала, что она в своём настоящем виде маму никак не устраивает. И поэтому она не могла сказать правду, ведь правда - это отражение её реальных чувств и мыслей.
А маму раздражало в девочке всё. Надежда Петровна с трудом верила, что эта провинциальная испуганная девочка в длинном нелепом платье - её дочь. Зато младшенькой можно было гордиться. Бойкая, в модном импортном костюмчике, она пела, танцевала, рассказывала стихи. Но что делать? Сколько старшая девочка ни плакала (чем ещё больше раздражала мать), её от бабушки увезли в большой город.
Надежда Петровна активно взялась за перевоспитание девочки. Ей, как Золушке, делали 333 замечания в день, в то время как младшей - ни одного. Младшую отдали в специализированную школу, поэтому помогать по дому должна была старшая, она- то ведь посещала обычную школу. Старшая научилась готовить не просто хорошо, а замечательно. В 15 лет пекла такие торты, что соседи восхищались. Научилась шить, вязать. В общем, её так и называли - Золушка. Платить за квартиру, вызывать водопроводчика, принимать у кошки роды - это были её обязанности, ведь младшая-то училась.
Старшая, впрочем, тоже училась: сначала в обычной школе, потом в вечернем вузе, который окончила с красным дипломом. А чтобы вы поняли, какая она хорошенькая, я скажу только, что её всё время путали с Ириной Понаровской. Младшая внешне была совсем не такая. У неё был большой рот, большой нос, который рос на двоих, зато маленькие глазки. Да и характер подкачал. Но была непоколебимая уверенность в себе и в том, что её должны любить и её должны выбирать. Ведь её выбрала и любила мама - самый главный человек для каждого ребёнка.
Младшенькая успешно окончила школу, успешно продолжила образование и стала работать. И добилась успехов неплохих, но и не очень высоких.
Как же сложилась личная жизнь девочек? Младшая довольно рано и очень удачно вышла замуж. Муж достался симпатичный, обаятельный, с хорошими манерами и милым характером. Конечно, без памяти любил свою жену и всё ей прощал. Даже бесконечные измены, которые она и не пыталась скрывать. Вы мне не верите. Но что делать, это правда, потому что это жизнь.
Старшую соседи называли Золушкой, и все ждали продолжения сказки. Вы наверняка сейчас тоже ждёте, когда же гадкий утёнок превратится в лебедя. Но кто видел, чтобы сказка стала былью? Я такого не знаю.
Не то чтобы уж совсем обошлось без принцев. Принцы знакомились с Золушкой, несколько месяцев у них длился роман, а потом принцы выбирали себе в жёны кого-то другого. Как всё в жизни неправильно, вздыхали соседи Согласна, несправедливо, но объяснимо. Ведь у девочки в подсознании была заложена программа: любимый человек должен меня бросить и выбрать другую. Это не мой принц, а чей-то чужой. Вы удивитесь, но наша Золушка строила своё поведение психологически выверенно, чтобы вернуться в привычную, но не осознанную ситуацию отверженности.
Бледные поганки
Теперь расскажу вторую историю о гадком утёнке. Она о девочке, которую я знаю с детства.
Родилась Рита удивительно симпатичным ребёнком, кукла, настоящая фарфоровая кукла. Но при этом была резвой и по- мальчишески бесстрашной. Все сараи и заборы были её. Ещё до школы сама научилась читать, играть на гитаре и петь. Слух у неё был абсолютный. Без мамы-папы записалась в кружок художественного чтения и выступала на радио и телевидении. В школе её сразу взяли в секцию спортивной гимнастики, и в старших классах она уже имела первый взрослый разряд, а в институте побеждала на всех соревнованиях.
И быть бы девочке счастливой во взрослой жизни, если бы не родная мама, которая очень любила свою единственную дочь. Папа у них был так, на обочине семьи.
Мама Риты была уверена, что красивая девушка должна выглядеть как «бледная поганка» - высокая, тонкая, томная. А Рита была скорее упругим «боровичком». В общем, Ритина внешность не оправдала маминых надежд - гадкий утёнок. Не высокая, не тоненькая, ножки коротковаты... Когда Рита куда-нибудь собиралась, мама, оценивая её внешний вид, скорбно прикрывала лицо рукой и жалостно причитала: «Ой, Рита, Рита...» Вот почему Рита одевалась во всё чёрненько-серенькое, туфелек на каблучках не носила и ходила как такса, уткнувшись своим хорошеньким носиком в землю. Все свои таланты глубоко закопала в землю и так и прожила всю жизнь гадким утёнком. Хотя, как вы понимаете, рождена была потенциальным прекрасным лебедем.
Авторитет любящей и любимой мамы сделал своё грязное дело, превратил прекрасного лебедёнка в потерявшую себя в этой жизни утку, которая не верила, что её можно любить. Рита вышла замуж, родила детей, но избавиться от внутреннего одиночества так и не смогла. Она смирилась с образом гадкого утёнка.
Ненасытный кукушонок
Это были истории про смирившихся гадких утят. А если не смиряться с этим, что будет?
Вот уж про кого вы никогда бы не подумали, что этот человек имеет какие-то комплексы, так это про Инну! Какие там комплексы - одни сплошные плюсы и достижения. Причём постоянно. Обязательно нужно быть первой, нужно всё знать в профессии, нужно бежать впереди всех, чтобы, не дай бог, не отстать. А потому нужно всё время чему-то учиться, всё читать, везде успевать. Постоянно нужно доказывать всем, и прежде всего себе, что ты не гадкий утёнок, что ты имеешь право быть лебедем. Может, тогда ты, наконец, забудешь, что в детстве отец сравнивал тебя с вороной? Что в школе тебя считали дурнушкой, потому что ты была очень худенькой с тоненькими ножками? Теперь ведь у тебя другая жизнь и ты можешь стать совсем другой.
Можешь ли? И сколько сил уходит на преодоление комплексов, что в психологии называется сверхкомпенсацией? Ведь вся жизнь Инны ушла на обслуживание комплекса «гадкого утёнка». Сожалею, но вынуждена подчеркнуть: вся жизнь. У людей, выбравших путь сверхкомпенсации, гадкий утёнок превращается не в лебедя, а в ненасытного кукушонка, который требует всё новых и новых червяков-достижений.
Много таких непридуманных историй я могла бы вам рассказать. В нашем обществе транслируется из поколения в поколение серийное производство гадких утят. Мы - страна недолюбленных детей. А ведь когда недолюбленный гадкий утёнок вырастет, он точно так же будет относиться уже к своим детям. И так до бесконечности. Огромное количество россиян просто не знает, что такое родительская любовь, потому что от своих родителей они её не видели.
Рассуждать об этом можно долго. Но мне кажется более важным познакомить вас с механизмами компенсации, то есть со способами, которыми люди пытаются «заглушить» в себе гадкого утёнка.
Учёные коты
В среде моих коллег самый распространённый способ - это гиперкомпенсация. Да и в других областях интеллектуальной деятельности довольно много «учёных котов», которые таким образом заглушали в себе комплекс гадкого утёнка. Защищают диссертации, чтобы доказать себе и другим, что они чего-то стоят, чтобы добиться признания. Нет ничего слаще для гадкого утёнка, чем набор учёных званий и дипломов! Но, впрочем, не нужно думать, что все учёные - гиперкомпенсированные утята.
А некоторые гадкие утята, не обладающие выдающимися способностями, обходятся не достижениями, а рассказами о своих достижениях. Типичный пример - Хлестаков. И мне приходилось встречаться в практике с такими мужчинами, которые очень любили рассказывать о своих амурных победах. Это сразу настораживало, ведь настоящий джентльмен не позволит себе подобных рассказов.
Как вы понимаете, перфекционисты (то есть люди, которые не прощают себе ошибок) тоже вливаются в стаю гадких утят. Их исходная позиция - «я не должен ошибаться».
Есть и другой способ, компенсации - сверхисполнительность. Как раз такой путь выбрала старшая дочь Надежды Петровны, о которой я рассказывала в самом начале. Эта девочка поступила точь-в-точь как Золушка - она демонстрирует защитную послушность, чтобы быть хорошей. Разновидностью такого послушания является и неумеренное соглашательство. Я сразу понимала, что передо мной гадкий утёнок, когда клиентка заранее была согласна со всем, что я скажу. Такое абсолютное. соглашательство - конечно, попытка манипулировать мною. Этим соглашательством человек выторговывает мою благожелательность.
Любая компенсация не делает человека счастливым, но всё-таки несчастнее всего гадкие утята, которые выбрали такой способ защиты, как уход в одиночество. Это моя история о Рите. Человек внешне коммуникабелен, с ним уютно и комфортно, но этот человек не может раскрыться, и, как мне говорила Рита, у неё в душе так и застыл ледяной глыбой ком нерастраченной нежности и невыраженной любви.
Нечасто, но встречала я и такой способ компенсации, как самоуничижение. Вас, наверное, удивит, если я скажу, что это довольно удобная для человека позиция - чтобы не ждали и не спрашивали слишком много. Более того, такой жалкий воробушек, в которого сам себя превратил гадкий утёнок, вызывает у других желание помочь.
Часто гадкий утёнок прячется в застенчивость и робость. В этом случае отказ человека от общения - это защита, изоляция от неудач. Но бывает и по-другому: общительный, очень весёлый человек может глубоко внутри себя скрывать своего гадкого утёнка детства. Зная, что он гадкий утёнок, он играет роли павлинов, фазанов и даже лебедей...
Используется некоторыми гадкими утятами и такой распространённый механизм защиты, как проекция, то есть перенос своих негативных качеств на другого человека. Проекция, как вы знаете, один из самых распространённых способов защиты от снижения самооценки. Типичные примеры проекции - это гнев, цинизм и подозрительность.
Конечно, я познакомила вас не со всеми способами компенсации, но компенсация - это всегда защита, с помощью которой человек заменяет непереносимое для психики чувство каким- то более приемлемым. Эти способы позволяют гадкому утёнку существовать, но они не оздоравливают психику, и человек всё равно живёт не в ладу с самим собой.
Одинокие игреки
У нас, как я уже говорила, производство гадких утят транслируется из поколения в поколение. Да и как может быть иначе? Если молодые родители в детстве усвоили, что лучший способ воспитания - это наказание и унижение, что на ребёнке можно срывать зло и отыгрываться за свои нереализованные мечты, - то эти методы так называемого воспитания всё равно вылезут. А униженный ребёнок непременно вырастет гадким утёнком.
Нет предела моему отчаянию, потому что унижение я вижу постоянно. Иногда у меня возникают совсем плохие мысли: мне кажется, что некоторые родители «заводят» себе детей, чтобы было над кем власть проявить. И родителей этих осуждать не могу, потому что знаю, что таким способом они компенсируют свое гадкое утёнство. Что делать? Что станет с Россией, если она наполовину населена людьми с таким менталитетом?
Выход только один - менять менталитет. А это долгая и сложная работа. И пока у нас количество психологов на душу населения такое же, как в Зимбабве, с места нам не сдвинуться. Наши правители много говорят об экономике, но ведь причины-то не в руках, а в головах! И все эти проблемы могут стать очень серьёзными. Потому что гадкие утята, сбившись в стаю, могут натворить бед.
У нас в производстве гадких утят принимают участие не только родители. Школа тоже вносит посильный вклад. Сегодня треть выпускников имеют нервные и психические расстройства. Потому что школа считает, что её главная задача - подготовить ученика к ЕГЭ, и даже если он при этом будет сломлен или распят, то это неважно.
Но самый сильный давитель всего непохожего - это наше всесильное безголово-многоголовое общественное мнение. Если ты чуть-чуть не такой - тут же подвергаешься обструкции. Если, не дай бог инвалид или лечишь кошек, то выживать тебе будет очень трудно.
Но растёт сейчас новое поколение - дети, которые родились уже не в Советском Союзе. Это поколение называют поколением «У». «Игреки» воспитывались в других условиях, в новой стране, в потребительском обществе, в котором уже присутствует космополитизм и в котором господствует интернет. Эти дети очень отличаются от нас. Это поколение прагматиков и карьеристов. Самое страшное для них - это быть неуспешным, «лузером», самая заветная мечта – работать в Газпроме.
Что их отличает от нас, выросших во дворе, так это то, что Игреки, выросшие в интернете, - яркие индивидуалисты. Наверное, коммуникативные навыки у них даже лучше, чем у нас, они умеют произвести впечатление. Но вот умением договариваться и работать в коллективе не овладели. А потому что не играли во дворе в лапту, классики, в ромбы. Поэтому собрать их вместе можно, но объединить трудно.
Такое вот интересное поколение у нас растёт, совсем другое. Но почему же мне не даёт покоя мысль, что и они тоже в большинстве своём гадкие утята? А вот почему.
Среди Игреков очень развита ксенофобия. Они патриотичны, но патриотизм у них бывает какой-то «гадкий», на грани фашизма. Игреки эгоцентричны, они не стремятся понять и принять чужое мнение, они стремятся лишь высказать свою точку зрения, которую менять не собираются. И самый важный факт для меня - движущей силой их развития является гиперкомпенсация. Они хотят во что бы то ни стало стать успешным, и путь к этой успешности видят в обладании вещами, а не знаниями и умениями. Вот такое у нас будущее поколение.
Ушедший 2010-й был объявлен Годом Учителя. Многие ли это заметили? Объявили и благополучно забыли. И не довели дело до конца, даже не обозначили программу этого дела. А ведь в нашем потребительском обществе без настоящего учителя уже никак не обойтись. Если нет идеологии, то её место всегда занимает ксенофобия. Ведь если ты не умеешь любить, то тогда нужно кого-то ненавидеть!
Вот почему сейчас так нужны учителя, которые поведут общество по пути прогресса. И тогда прекратится, наконец, производство гадких утят. Да будет так. Аминь
Комментарии: 0