1
0

Страна гадких утят

Чужой принц

Каждый из нас был когда-то ребёнком. Кто-то совсем недав­но, кто-то давно, а кто-то уже с сомнением думает: а был ли мальчик? И всё же были мы с ва­ми мальчиками и девочками, бы­ли котятами, цыплятами, утята­ми. Кто-то - пушистым котён­ком, кто-то - трогательным цып­лёнком, а кто-то и гадким утён­ком. Тем самым, который, как ут­верждает сказка, со временем - р-р-аз и превратится в прекрас­ного лебедя.Если хотите получить промокоды Ого на скидки в интернет-магазине, обратитесь на сайт http://kuponogolik.ru.

Но вот бывает ли на самом деле так, что чудовище превра­щается в принца, лягушка - в Ва­силису Прекрасную, а гадкий утёнок - в лебедя? Как вы думае­те? Вы пока думайте, а я буду рассказывать вам истории.

У Надежды Петровны роди­лись девочки-двойняшки. Гетеро­зиготные близнецы, не похожие друг на друга. Старшая была ко­ренастая и крепкая, а младшая - длинненькая, худенькая и сла­бенькая. Через 5 месяцев возник­ла необходимость уехать из стра­ны с мужем-военнослужащим в командировку, и Надежда Пет­ровна решила, что ей с двумя ма­лышками не управиться. А потому младшую, слабенькую, родители взяли с собой, а крепенькую стар­шую оставили у бабушки.

Надежда Петровна была женщина красивая, смелая и чес­толюбивая, а её мать (бабушка девочек) - скромная, простая, как и положено бабушке.

Надежда Петровна с семьёй вернулась в Союз через пять лет. В пять лет старшая девочка впер­вые увидела свою маму, которая её тут же начала заставлять себя любить. А девочка никак не могла полюбить чужую неласковую жен­щину. Она её жутко боялась. И от страха всё время врала, даже тог­да, когда правду сказать было вы­годнее. Девочка чувствовала, что она в своём настоящем виде   ма­му никак не устраивает. И поэто­му она не могла сказать правду, ведь правда - это отражение её реальных чувств и мыслей.

А маму раздражало в девоч­ке всё. Надежда Петровна с тру­дом верила, что эта провинциаль­ная испуганная девочка в длин­ном нелепом платье - её дочь. Зато младшенькой можно было гордиться. Бойкая, в модном им­портном костюмчике, она пела, танцевала, рассказывала стихи. Но что делать? Сколько старшая девочка ни плакала (чем ещё больше раздражала мать), её от бабушки увезли в большой город.

Надежда Петровна активно взялась за перевоспитание де­вочки. Ей, как Золушке, делали 333 замечания в день, в то время как младшей - ни одного. Млад­шую отдали в специализирован­ную школу, поэтому помогать по дому должна была старшая, она- то ведь посещала обычную шко­лу. Старшая научилась готовить не просто хорошо, а замечатель­но. В 15 лет пекла такие торты, что соседи восхищались. Научи­лась шить, вязать. В общем, её так и называли - Золушка. Пла­тить за квартиру, вызывать водо­проводчика, принимать у кошки роды - это были её обязанности, ведь младшая-то училась.

Старшая, впрочем, тоже училась: сначала в обычной шко­ле, потом в вечернем вузе, кото­рый окончила с красным дипло­мом. А чтобы вы поняли, какая она хорошенькая, я скажу только, что её всё время путали с Ириной Понаровской. Младшая внешне была совсем не такая. У неё был большой рот, большой нос, кото­рый рос на двоих, зато малень­кие глазки. Да и характер подка­чал. Но была непоколебимая уве­ренность в себе и в том, что её должны любить и её должны вы­бирать. Ведь её выбрала и люби­ла мама - самый главный чело­век для каждого ребёнка.

Младшенькая успешно окончила школу, успешно про­должила образование и стала ра­ботать. И добилась успехов не­плохих, но и не очень высоких.

Как же сложилась личная жизнь девочек? Младшая до­вольно рано и очень удачно вы­шла замуж. Муж достался симпа­тичный, обаятельный, с хорошими манерами и ми­лым характером. Ко­нечно, без памяти любил свою жену и всё ей прощал. Даже бесконечные изме­ны, которые она и не пыталась скрывать. Вы мне не верите. Но что де­лать, это правда, потому что это жизнь.

Старшую соседи на­зывали Золушкой, и все ждали продолжения сказки. Вы наверняка сейчас тоже ждёте, ког­да же гадкий утёнок превратится в лебедя. Но кто видел, чтобы сказка стала былью? Я такого не знаю.

Не то чтобы уж совсем обошлось без принцев. Принцы зна­комились с Золушкой, несколько месяцев у них длился роман, а потом принцы выбирали себе в жёны кого-то друго­го. Как всё в жизни неправильно, вздыхали соседи Согласна, несправедливо, но объяснимо. Ведь у девоч­ки в подсознании была за­ложена программа: люби­мый человек должен меня бросить и выбрать дру­гую. Это не мой принц, а чей-то чужой. Вы удиви­тесь, но наша Золушка строила своё поведение психологически выверенно, чтобы вернуться в при­вычную, но не осознанную ситуацию отверженности.

Бледные поганки

Теперь расскажу вто­рую историю о гадком утёнке. Она о девочке, которую я знаю с детства.

Родилась Рита удивительно симпатичным ребёнком, кукла, настоящая фарфоровая кукла. Но при этом была резвой и по- мальчишески бесстрашной. Все сараи и заборы были её. Ещё до школы сама научилась читать, иг­рать на гитаре и петь. Слух у неё был абсолютный. Без мамы-папы записалась в кружок художест­венного чтения и выступала на радио и телевидении. В школе её сразу взяли в секцию спортивной гимнастики, и в старших классах она уже имела первый взрослый разряд, а в институте побеждала на всех соревнованиях.

И быть бы девочке счастли­вой во взрослой жизни, если бы не родная мама, которая очень любила свою единственную дочь. Папа у них был так, на обочине семьи.

Мама Риты была уверена, что красивая девушка должна вы­глядеть как «бледная поганка» - высокая, тонкая, томная. А Рита была скорее упругим «борович­ком». В общем, Ритина внеш­ность не оправдала маминых на­дежд - гадкий утёнок. Не высо­кая, не тоненькая, ножки корот­коваты... Когда Рита куда-нибудь собиралась, мама, оценивая её внешний вид, скорбно прикрыва­ла лицо рукой и жалостно причи­тала: «Ой, Рита, Рита...» Вот по­чему Рита одевалась во всё чёр­ненько-серенькое, туфелек на каблучках не носила и ходила как такса, уткнувшись своим хоро­шеньким носиком в землю. Все свои таланты глубоко закопала в землю и так и прожила всю жизнь гадким утёнком. Хотя, как вы по­нимаете, рождена была потенци­альным прекрасным лебедем.

Авторитет любящей и люби­мой мамы сделал своё грязное дело, превратил прекрасного ле­бедёнка в потерявшую себя в этой жизни утку, которая не верила, что её можно любить. Рита вышла за­муж, родила детей, но избавиться от внутреннего одиночества так и не смогла. Она смирилась с обра­зом гадкого утёнка.

Ненасытный кукушонок

Это были истории про сми­рившихся гадких утят. А если не смиряться с этим, что будет?

Вот уж про кого вы никогда бы не подумали, что этот человек имеет какие-то комплексы, так это про Инну! Какие там комплек­сы - одни сплошные плюсы и до­стижения. Причём постоянно. Обязательно нужно быть первой, нужно всё знать в профессии, нужно бежать впереди всех, что­бы, не дай бог, не отстать. А пото­му нужно всё время чему-то учиться, всё читать, везде успе­вать. Постоянно нужно доказы­вать всем, и прежде всего себе, что ты не гадкий утёнок, что ты имеешь право быть лебедем. Может, тогда ты, наконец, забу­дешь, что в детстве отец сравни­вал тебя с вороной? Что в школе тебя считали дурнушкой, потому что ты была очень худенькой с то­ненькими ножками? Теперь ведь у тебя другая жизнь и ты можешь стать совсем другой.

Можешь ли? И сколько сил уходит на преодоление комплек­сов, что в психологии называется сверхкомпенсацией? Ведь вся жизнь Инны ушла на обслужива­ние комплекса «гадкого утёнка». Сожалею, но вынуждена подчерк­нуть: вся жизнь. У людей, выбрав­ших путь сверхкомпенсации, гад­кий утёнок превращается не в ле­бедя, а в ненасытного кукушонка, который требует всё новых и но­вых червяков-достижений.

Много таких непридуман­ных историй я могла бы вам рас­сказать. В нашем обществе транслируется из поколения в поколение серийное производ­ство гадких утят. Мы - страна не­долюбленных детей. А ведь когда недолюбленный гадкий утёнок вырастет, он точно так же будет относиться уже к своим детям. И так до бесконечности. Огромное количество россиян просто не знает, что такое родительская любовь, потому что от своих ро­дителей они её не видели.

Рассуждать об этом можно долго. Но мне кажется более важным познакомить вас с меха­низмами компенсации, то есть со способами, которыми люди пы­таются «заглушить» в себе гадко­го утёнка.

Учёные коты

В среде моих коллег самый распространённый способ - это гиперкомпенсация. Да и в других областях интеллектуальной деятельности довольно много «учё­ных котов», которые таким образом заглушали в себе комплекс гадкого утёнка. Защищают диссертации, чтобы доказать себе и другим, что они чего-то стоят, чтобы добиться признания. Нет ничего слаще для гадкого утёнка, чем набор учёных званий и дип­ломов! Но, впрочем, не нужно ду­мать, что все учёные - гиперкомпенсированные утята.

А некоторые гадкие утята, не обладающие выдающимися способностями, обходятся не до­стижениями, а рассказами о сво­их достижениях. Типичный при­мер - Хлестаков. И мне приходи­лось встречаться в практике с та­кими мужчинами, которые очень любили рассказывать о своих амурных победах. Это сразу на­стораживало, ведь настоящий джентльмен не позволит себе по­добных рассказов.

Как вы понимаете, перфекционисты (то есть люди, которые не прощают себе ошибок) тоже вливаются в стаю гадких утят. Их исходная позиция - «я не должен ошибаться».

Есть и другой способ, ком­пенсации - сверхисполнитель­ность. Как раз такой путь выбра­ла старшая дочь Надежды Пет­ровны, о которой я рассказыва­ла в самом начале. Эта девочка поступила точь-в-точь как Зо­лушка - она демонстрирует за­щитную послушность, чтобы быть хорошей. Разновидностью такого послушания является и неумеренное соглашательство. Я сразу понимала, что передо мной гадкий утёнок, когда кли­ентка заранее была согласна со всем, что я скажу. Такое абсо­лютное. соглашательство - ко­нечно, попытка манипулировать мною. Этим соглашательством человек выторговывает мою благожелательность.

Любая компенсация не де­лает человека счастливым, но всё-таки несчастнее всего гад­кие утята, которые выбрали такой способ защиты, как уход в одино­чество. Это моя история о Рите. Человек внешне коммуникабе­лен, с ним уютно и комфортно, но этот человек не может раскрыть­ся, и, как мне говорила Рита, у неё в душе так и застыл ледяной глыбой ком нерастраченной неж­ности и невыраженной любви.

Нечасто, но встречала я и такой способ компенсации, как самоуничижение. Вас, наверное, удивит, если я скажу, что это до­вольно удобная для человека по­зиция - чтобы не ждали и не спрашивали слишком много. Бо­лее того, такой жалкий воробушек, в которого сам себя превра­тил гадкий утёнок, вызывает у других желание помочь.

Часто гадкий утёнок прячет­ся в застенчивость и робость. В этом случае отказ человека от общения - это защита, изоляция от неудач. Но бывает и по-друго­му: общительный, очень весёлый человек может глубоко внутри себя скрывать своего гадкого утёнка детства. Зная, что он гад­кий утёнок, он играет роли павли­нов, фазанов и даже лебедей...

Используется некоторыми гадкими утятами и такой распро­странённый механизм защиты, как проекция,  то есть перенос своих негативных качеств на дру­гого человека. Проекция, как вы знаете, один из самых распрост­ранённых способов защиты от снижения самооценки. Типичные примеры проекции - это гнев, цинизм и подозрительность.

Конечно, я познакомила вас не со всеми способами компен­сации, но компенсация - это все­гда защита, с помощью которой человек заменяет непереноси­мое для психики чувство каким- то более приемлемым. Эти спо­собы позволяют гадкому утёнку существовать, но они не оздоравливают психику, и человек всё равно живёт не в ладу с самим собой.

Одинокие игреки

У нас, как я уже говорила, производство гадких утят транслируется из поколения в поколе­ние. Да и как может быть иначе? Если молодые родители в детст­ве усвоили, что лучший способ воспитания - это наказание и унижение, что на ребёнке можно срывать зло и отыгрываться за свои нереализованные мечты, - то эти методы так называемого воспитания всё равно вылезут. А униженный ребёнок непременно вырастет гадким утёнком.

Нет предела моему отчая­нию, потому что унижение я вижу постоянно. Иногда у меня возни­кают совсем плохие мысли: мне кажется, что некоторые родители «заводят» себе детей, чтобы бы­ло над кем власть проявить. И родителей этих осуждать не могу, потому что знаю, что таким спо­собом они компенсируют свое гадкое утёнство. Что делать? Что станет с Россией, если она напо­ловину населена людьми с таким менталитетом?

Выход только один - менять менталитет. А это долгая и слож­ная работа. И пока у нас количе­ство психологов на душу населе­ния такое же, как в Зимбабве, с места нам не сдвинуться. Наши правители много говорят об эко­номике, но ведь причины-то не в руках, а в головах! И все эти про­блемы могут стать очень серьёз­ными. Потому что гадкие утята, сбившись в стаю, могут натво­рить бед.

У нас в производстве гадких утят принимают участие не толь­ко родители. Школа тоже вносит посильный вклад. Сегодня треть выпускников имеют нервные и психические расстройства. По­тому что школа считает, что её главная задача - подготовить ученика к ЕГЭ, и даже если он при этом будет сломлен или распят, то это неважно.

Но самый сильный давитель всего непохожего - это наше всесильное безголово-многого­ловое общественное мнение. Ес­ли ты чуть-чуть не такой - тут же подвергаешься обструкции. Ес­ли, не дай бог инвалид или ле­чишь кошек, то выживать тебе бу­дет очень трудно.

Но растёт сейчас новое по­коление - дети, которые роди­лись уже не в Советском Союзе. Это поколение называют поко­лением «У». «Игреки» воспиты­вались в других условиях, в но­вой стране, в потребительском обществе, в котором уже при­сутствует космополитизм и в котором господствует интер­нет. Эти дети очень отличаются от нас. Это поколение прагма­тиков и карьеристов. Самое страшное для них - это быть неуспешным, «лузером», самая заветная мечта – работать в Газпроме.

Что их отличает от нас, вы­росших во дворе, так это то, что Игреки, выросшие в интернете, - яркие индивидуалисты. Навер­ное, коммуникативные навыки у них даже лучше, чем у нас, они умеют произвести впечатление. Но вот умением договариваться и работать в коллективе не овла­дели. А потому что не играли во дворе в лапту, классики, в ромбы. Поэтому собрать их вместе мож­но, но объединить трудно.

Такое вот интересное поко­ление у нас растёт, совсем дру­гое. Но почему же мне не даёт по­коя мысль, что и они тоже в боль­шинстве своём гадкие утята? А вот почему.

Среди Игреков очень разви­та ксенофобия. Они патриотич­ны, но патриотизм у них бывает какой-то «гадкий», на грани фа­шизма. Игреки эгоцентричны, они не стремятся понять и при­нять чужое мнение, они стремят­ся лишь высказать свою точку зрения, которую менять не соби­раются. И самый важный факт для меня - движущей силой их развития является гиперкомпен­сация. Они хотят во что бы то ни стало стать успешным, и путь к этой успешности видят в облада­нии вещами, а не знаниями и умениями. Вот такое у нас буду­щее поколение.

Ушедший 2010-й был объ­явлен Годом Учителя. Многие ли это заметили? Объявили и благо­получно забыли. И не довели де­ло до конца, даже не обозначили программу этого дела. А ведь в нашем потребительском обще­стве без настоящего учителя уже никак не обойтись. Если нет иде­ологии, то её место всегда зани­мает ксенофобия. Ведь если ты не умеешь любить, то тогда нуж­но кого-то ненавидеть!

Вот почему сейчас так нужны учителя, которые поведут общест­во по пути про­гресса. И тогда прекратится, на­конец, произ­водство гадких  утят. Да будет так. Аминь

Это интересно:

Представьте, что Вы профессиональная сиделка

Сбрасываем с себя чувство вины Я была единственной дочерью у родителей.
Показать еще...

Как начать новую жизнь

Чтобы не было мучительно больно Говорят, все любят праздники.

Маменькины сыночки – откуда они берутся?

Психологический инцест Психологический инцест - термин для вас, конечно, новый.

Курсы стервозности

Наука для маленьких принцесс, которые не хотят остаться на бобах С детства нас учили, что нужно быть хорошей девочкой, вроде Наташи Ростовой, и к тебе потянутся люди.

Он хочет как можно больше мучений.

Сын боится получить плохую отметку Нам с мужем нужно принять важное для нашего ребенка решение.

Комментарии: 0

Опрос
Вы едите после 18:00?
Сегодня
22.11.2024
Сегодня праздников нет
Именины сегодня:
22 Ноября
именины сегодня празднуют: