Слушайся эту тётю
Из письма Веры
Здравствуйте, работники любимой газеты. Мне очень хотелось бы получить ответ от Галины Белозуб, она хороший психолог и мудрый человек. Да и тема, которую я затрагиваю, кажется мне важной для большого круга читателей.
А вопрос актуальный: следует ли отдавать ребёнка в детский сад до трёх лет? Я сейчас не хочу затрагивать финансовый аспект – насколько от этого выигрывает семья, в которой работают оба родителя. И мы сможем купить столы обеденные недорого в свою столовую и весело ужинать всей семьей.
У всех разный жизненный опыт. Я, например, садик ненавидела, расставание с мамой переносила тяжело. Хорошо, что мама это поняла и не стала меня ломать, брала с собой на работу, хотя это было неудобно. А вот мой муж говорит, что о садике ничего плохого не помнит.
Чтоб не ссылаться только на личные ощущения, приведу аргументы сторонников и противников детского сада.
Сторонники говорят, что ребёнок нуждается в общении со сверстниками. Противники уверяют, что до трёх лет эта потребность ограничена матерью и отцом, искать признание в обществе равных себе ребёнок начнёт не раньше четырёх лет. Сторонники приводят аргумент, что детский сад дисциплинирует, готовит детей к школе и взрослой самостоятельной жизни. Противники утверждают, что дисциплина делает детей «удобными» для взрослых, основывается на методе кнута и пряника, исключает инициативу и свободу творчества.
Сторонники думают, что, если ребёнок до четырёх лет не ходил в садик, у него будет сильный стресс, когда он, наконец, «выйдет в общество». Чем раньше малыш пойдёт в сад, тем легче адаптируется и не станет маменькиным сынком. Противники же говорят, что ребёнок не адаптируется, а свыкается, поскольку человек очень пластичное существо, но когда в нём проснётся потребность частично уйти из-под маминой опеки, естественное развитие ребёнка будет нарушено.
Сторонники настаивают: ребёнок в саду, играя, учится быть коммуникабельным, находить общий язык с другими детьми. Противники предупреждают: дети в столь раннем возрасте играть друг с другом не умеют. Чтобы игра не превратилась в отбирание игрушек, ею должен руководить взрослый. Чтобы человек умел войти в коллектив, он должен быть самодостаточной личностью, а этого не добиться, отрывая его от матери так рано.
Одни говорят: в садике работают педагоги, которые используют лучшие методики раннего развития. Другие отвечают: грош цена этим методикам, если они не приносят радости ребёнку. Простая игра, общение с близкими родственниками, чтение книжек, изучение природы развивают гораздо быстрей и качественней.
Польза для здоровья – отдельный разговор. Одни говорят: в садике дети закаляются, полноценно питаются, да и детскими болезнями лучше переболеть пораньше. Другие считают, что в садике дети тепло одеты, не закаляются, и хотя сытно питаются, но сладкая манка и молочный суп – не замена свежим овощам и зелени, к тому же дети постоянно заражают друг друга простудными заболеваниями. Даже если и попадётся хороший воспитатель, он всё равно не сможет уделять должного внимания каждому малышу, и иногда дети серьёзно травмируют друг друга.
А вот ещё интересное мнение. Как-то Галина Белозуб писала, что сильные и мыслящие люди властям не нужны, нужно стадо, которым легко управлять. Может, поэтому детское пособие платят до полутора лет, чтобы мамы раньше отправляли детей в государственные учреждения, где их «дисциплинируют»? Может, поэтому произошла эмансипация женщин, а отцы не получают достойной оплаты труда, чтобы матери были вынуждены работать?
Кто-то скажет, что в саду ребёнок быстрее учится всему необходимому. Но оппоненты возразят: наши сады одновозрастные, однолетки ничему друг друга научить не могут, вот в Японии садики многовозрастные, там старшие детки учат младших.А почему дети не рассказывают родителям о том, что в садике их обижали, били? Да ведь родители сами сказали: слушайся эту тётю!
Я понимаю, что в советское время принцип тоталитаризма применялся и в отношении воспитания детей – ребёнка дрессировали чуть ли не как сторожевую собаку. С тех пор многое изменилось, психологи и педагоги советуют не насиловать психику детей.
Прошу, ответьте на этот очень важный вопрос, ведь считается, что до трёх лет закладываются основы будущей личности. Стоит ли отдавать эти драгоценные три года «чужим» тётям?
Комментарий психолога
Дорогая умница Вера! Вы совершенно правы: чтобы принять взвешенное решение, разумно положить на чаши весов доводы сторон, имеющих разные мнения.
Мы с вами должны отметить, что и сторонники детсадовского воспитания, и его противники представляют нам достаточно веские аргументы, когда говорят о ребёнке. О каком ребёнке, Вера? Не о конкретном Диме или Даше, а о некоем абстрактном малыше, который действительно до трёх лет воспринимает сверстников как соперников за внимание взрослых, который действительно ещё не умеет играть в сюжетно-ролевые игры. И до трёх лет такого «обобщённого» ребёнка лучше в ясельки не отдавать.
Но бывают Димы и Даши, которым не хватает общения только с домашними, и они ужасно радуются, когда кто-то приходит в гости. С четырёх до семи лет «обобщённому» ребёнку следовало бы посещать детский сад. Но если наши Дима с Дашей, например, с рождения пугаются громких звуков, вообще всего нового – у них слабая нервная система. Воспитатель может не досмотреть, в группе может оказаться агрессивный ребёнок, и наши милые робкие Дима с Дашей под давлением маленького садиста получат старт в невроз.
Так что, Вера, прислушиваться к специалистам разумно, но только слушаться их ни в коем случае нельзя. Никогда! Ваша жизнь – это ваша жизнь, только вы несёте за неё ответственность, вам и принимать решение.
Присмотритесь к своему ребёнку, ответьте на такие вопросы:
– Легко ли он переносит разлуку с вами?
– Легко ли идёт на контакт с малознакомыми людьми?
– Просыпается с улыбкой или со слезами?
– Тянется ли к детям?
Я, так же как и вы, Вера, против насилия, но я за усилия. Чтобы взрослый был успешен, он в детстве должен научиться преодолевать себя. Да, может быть, первые дни в детском саду будет не слишком комфортно и даже одиноко, но нужно потерпеть, подзабыть о своём «я», поучиться вникать в проблемы других детей, понимать их потребности.
Очень важно, чтобы ребёнок понимал слово «нужно». Не всем хочется чистить зубы по утрам и вечерам, но это нужно, это поможет избежать заболевания зубов и походов к стоматологу. Не только тебе, но и другим детям, может быть, не очень-то хочется вставать рано утром и тащиться в детский сад, но это нужно. Потому что мама с папой должны работать. Так устроен мир, люди редко делают то, что им хочется. Эту истину ребёнок не просто должен услышать и усвоить, он должен ею «пропитаться».
Хорошо бы подготовить ребёнка к детскому саду. Рассказать, кто там работает, чем занимаются дети. Как и при подготовке к школе, не рекомендуется расписывать школу или детский сад как филиал земного рая. Необходимо сказать и о возможных трудностях и даже неприятностях.
Лучше, чтобы в первые дни ребёнок находился в группе не целый день, а только до дневного сна. Поможет адаптации и любимая игрушка. Вы, Вера, наверное, знаете, что первое время ребёнку будет легче расставаться с родными перед вратами учреждения, если человек, с которым ребёнку придётся прощаться, для него не самый незаменимый.
Я не очень много вам написала, потому что вы и сами этот вопрос серьёзно проштудировали. С большим уважением к вам и вашему здравому смыслу,
Галина БЕЛОЗУБ
Комментарии: 0