Общение с первых дней, советы логопеда
Словом должна подтверждаться каждая мысль. Условием грамотной речи как устной, так и письменной, у взрослого человека является хорошо развитая речь ещё в дошкольном возрасте.
Нервная система ребенка совершенствуется еженедельно, ежемесячно: у него развивается зрение и слух, обоняние и тактильно-вкусовые ощущения, что обязательно должно обозначаться словом. Мама сопровождает кормление из бутылочки словами: кушай, расти, молочко вкусненькое и полезное; вырастешь большим и здоровым, сильным и красивым. Естественно, малыш не понимает еще этих слов, их смысла, не осознает ни действий, ни предметов, однако мамина интонация вызывает у него приятные ощущения. Их ежедневным повторением за месяцы накапливается пассивный словарь ребенка, его первый жизненный опыт.
Жизнь ребенка не должна начинаться с вакуумной тишины, как у отказных детей в роддомах или домах малютки. Его должна окружать активная среда, и он сам должен быть подключен к общению, к разговорам. Если ребенок не будет слышать человеческой речи, то он и разговаривать не будет.
В полгода ребенок начинает лепетать, а взрослые должны подавать ему образец речи, постоянно с ним общаясь. Дитя усваивает этот образец и начинает им пользоваться. Это может быть напевание "а-а-а" при укачивании, "би-би-би" при показе машины; появление собаки сопровождается сочетаниями "гав-гав"; показывая на часы, произносится "тик-так" и так далее.
Слова появляются уже к одному году, словарь накапливается по мере знакомства, тем более, что пассивный уже достаточный , при еще небольшом активном.
До двухлетнего возраста речь пока опережается мышлением. Малышу удобнее заменять слова действиями при разрешении многих ситуаций. В это время происходит копирование взрослого и поэтому надо подключать детские рецепторы восприятия к своим словам. Мама(или еще кто-то)знакомит малыша с новой игрушкой, показывая и называя её, обыгрывая с ней всевозможные действия, давая к ней прикоснуться, подержать в руках. Так нужно поступать с каждым новым предметом, будь то одежда, посуда, фрукты, овощи и так далее. Нужно показать, и не единожды, как пользоваться новым предметом, постоянно усложняя задачу и сопровождая все действия речью. Если не всегда всё хорошо удается, следует посещать занятия с детским психологом, набираясь опыта у него.
Надо постоянно помнить, что речь взрослого - это образец для ребенка. Предложения должны строиться грамотно и доступно для понимания, а также повторения ребенком в определенном возрасте.
Идет расширение активного словаря и этому надо обязательно способствовать расширением фраз и их усложнением. Особое внимание следует уделять произношению и грамматике.
В трех-четырехлетнем возрасте ребенком по подражанию уже хорошо усваивается произношение и грамматика. Если с этим возникают проблемы, следует безотлагательно обращаться к логопеду и, получив наставления, продолжать домашние занятия. Можно посещать детский логопедический центр и под руководством специалистов продолжать работу над детской речью.
Комментарии: 0