Как выбрать велосипед
Из всего многообразия видов велосипедов, самый универсальный — хардтейл. Это двухколесный вариант кроссовера (городского внедорожника). Такой и на асфальте, и на легком бездорожье (тропинки в лесу, дорожки в парке) проедет с комфортом и без проблем.
Складные велосипеды решают вопрос хранения и перевозки на автомобиле. В первую очередь это касается тандемов, которые в обычном варианте ни в какую машину не лезут. Есть даже модели, которые можно превратить из двухместных в обычные, например, Bike Friday XLQ Traveler Tour. Так что, если у тебя малометражная квартира и малолитражная машина, задумайся о «раскладушке».
ВАЖНО!
«Разницы между моделями 2011, 2010 и даже 2009 года обычный человек не заметит, — считает Дмитрий Литвиненко. — А вот более старые велосипеды — 2008 и 2007 года — заметно проигрывают им: и переключатели, и даже технологии изготовления рамы с тех пор изменились».
2. СЕДЛО
К любому седлу, даже узкому, привыкаешь за пару недель активного катания. Так что, если после первых поездок мягкое место стало больным, не спеши искать широкое «кресло». «На деле узкие сиденья даже удобнее — меньше поверхность трения», — уверяет профессор физиологии Университета Небраски Крис Берг.
3. РАМА
Лучше взять не стальной, а более легкий алюминиевый вариант.
КАК ВЫБРАТЬ?
Есть два вида сплавов алюминия: 6061 и 7005. Первый мягче, а второй — более жесткий, такая рама меньше пружинит. Бывают еще карбоновые и карбон-алюминиевые рамы, но это для спорта. Стальные рамы ставят на самые дешевые хардтейлы, алюминиевые — на те, цена которых минимум 8000 руб., карбоновые — от 45 000 руб.
4. ВЫНОС РУЛЯ
Чем короче вынос руля велосипед Author (деталь, соединяющая руль с вертикальным рулевым штырем), тем резче управление — это важно в потоке машин.
Фото 2 - Как выбрать велосипед?
5. МАНЕТКИ
Это «рычаги коробки передач».
КАК ВЫБРАТЬ?
Самые простенькие — «грипшифт»: когда скорость переключается поворотом ручки на руле (как будто газуешь на мотоцикле). У таких переключателей меньше ресурс, и есть опасность случайно переключиться, например, съезжая с бордюра. Лучше выбирать триггеры — «курки» под большие пальцы. Они удобнее, легче, служат дольше и четче в работе.
6. РУЛЬ
Если много ездишь — купи велосипед с «рогами». Загнутые под 90° ручки руля позволят менять хват.
Фото 3 - Как выбрать велосипед?
7. АМОРТИЗАТОРЫ
Хардтейл (в переводе — «жесткий хвост») имеет амортизатор только спереди.
КАК ВЫБРАТЬ?
Встречаются пружинно-эластомерные, воздушно-масляные, пружинно-масляные и пружинно-масляные с воздушной подкачкой. Хороший выбор по соотношению «цена-качество» — пружинно-эластомерные амортизаторы. Там пружина смягчает дорогу, а пластик работает демпфером, не давая амортизатору ухудшать набор скорости. Но вообще любой амортизатор съедает часть силы, с которой ты давишь на педали, из-за этого на «двухподвесах» (велосипедах с пружинами спереди и сзади) сильнее устаешь. По этой же причине полезна опция «блокировка вилки»: отключая передний амортизатор на ровной поверхности, ты экономишь силы. Такие опции можно встретить на моделях, цена которых от 12 000 руб. А вообще тратить много денег на амортизатор не стоит — даже самый дорогой из них не так смягчает тряску на дороге, как твои колени и локти.
8. ПОКРЫШКИ
«Более выносливые шины — с кевларовым плетением, — комментирует продавец-консультант магазина Velosite Дмитрий Литвиненко. — Их реже пробивают на битом стекле. Правда, от гвоздя и такие не спасут».
9. ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ СКОРОСТЕЙ
Велосипеды с автоматом уже созданы, но они дорогие — перещелкивай скорости вручную.
КАК ВЫБРАТЬ?
Скажи, тебе нужна машина с 40 передачами? Вот и велосипед не стоит выбирать по принципу «чем больше, тем лучше». Система с большим числом скоростей либо дорогая, либо ненадежная и всегда сложная в обслуживании. Выбери модель с меньшим числом звездочек (скоростей), зато от хорошего производителя оборудования для велосипедов — Shimano или SRAM.
Системы переключения бывают начального, любительского, полупрофессионального и профессионального уровня. Отличаются они четкостью работы, весом и тем, насколько часто их нужно настраивать (у «про» эти периоды до 5000 км, у начальных — 100-150 км). «Золотая середина — любительский уровень: после него основные отличия касаются веса системы, что важно только спортсменам, — советует консультант Дмитрий Литвиненко. — У Shimano любительский уровень — это модели Acera или Alivio, у SRAM — X.4. Такие устанавливают на велосипеды, цена которых от 12 000 руб. Переключение у них по четкости почти как у полупрофессиональных Shimano Deore и SRAM X.5». У такой системы будет 7-8 звездочек сзади, а всего у велосипеда с ней — минимум 21-24 скорости (больше для города и не нужно).
Есть и велосипеды, у которых звездочки сзади скрыты внутри втулки заднего колеса. Такая система называется планетарной втулкой, она очень надежна, и ее вообще не нужно настраивать. Велосипед с самой простой планетарной втулкой обойдется в 10 000-12 000 руб.
10. ШАТУНЫ
Для чайников: «палки», на которых держатся педали, различают по способу крепления к каретке: бывают шлицевые и квадрат.
КАК ВЫБРАТЬ?
Если цель — получить обычный велосипед «для дома, для семьи» и не переплатить, бери «квадрат». Его минусы — то, что в каретку легче забивается грязь, но зато квадрат можно обслуживать самому: разобрал, почистил, смазал. Шатуны с шлицевым креплением от грязи защищены и служат дольше, правда, стоят дороже: такие детали ставят только на велосипедах, цена которых — от 25 000 руб. К тому же шлицевые шатуны не чинятся: в случае поломки выход один — замена.
Фото 4 - Как выбрать велосипед?
11. ТОРМОЗА
Бывают: ободные (вибрейк) и дисковые (механика и гидравлика).
КАК ВЫБРАТЬ?
«Если хочешь просто время от времени кататься, выбери механические дисковые тормоза: ободные, даже если на колесе будет минимальная восьмерка, начнут цеплять обод, у дисковых такой проблемы нет», — говорит Дмитрий Литвиненко. Гидравлические системы обычному велосипедисту ничего, кроме головной боли, не принесут. Они бывают на минеральном масле и на «доте» (таком же масле, как в машинах). «Минералка» в холод почти не тормозит, «дот» же всепогодный, но очень дорогой. Сравни цены: велосипед с «механикой» — 14 000-20 000 руб., с «минералкой» — порядка 25 000, с «дотом» — от 36 000.
12. КОЛЕСА
Диаметр 26 дюймов бери, если планируешь больше кататься по пересеченной местности (на них и резина обычно стоит «внедорожная»). 28 дюймов лучше покупать, если основные маршруты по асфальту — больший диаметр даст большую скорость.
КСТАТИ
О «восьмерке» стоило мечтать в 90-е, теперь же о ней лучше забыть. Тем более велосипедистам. Надежный способ сделать это — купить велосипед с двойными ободами с пистонированными спицами: более толстые обода и надежное крепление спиц делают колеса жестче и выносливее.
Выбрал и купил велосипед? Прекрасно! Но на этом траты не заканчиваются. Ниже — список вещей, которые облегчат твои страдания на дорогах.
Фото 5 - Как выбрать велосипед?
ШЛЕМ
Запомни две вещи: первое — ты обязательно будешь падать; второе — лучше падать в шлеме. Хороший пластиковый шлем с усилениями стоит 1500-2000 руб. Карбоновый — 5000-7000 руб.
ВЕЛОПАМПЕРС
Штаны или шорты с мягкой вставкой внутри. Приключений на задницу точно будет меньше.
Фото 6 - Как выбрать велосипед?
ПЕРЧАТКИ
Во-первых, руки не так устанут, во-вторых, не нужно будет никому объяснять, откуда у тебя на ладонях мозоли.
Фото 7 - Как выбрать велосипед?
СПОРТИВНЫЙ РЕСПИРАТОР
Легкие велосипедиста во время спокойной езды перекачивают 23,5 л воздуха в минуту, а водителя авто — 11,8 л. Из-за этого на оживленных улицах велосипедист вдыхает вдвое больше вредных частиц в единицу времени, чем водитель. Защити себя с помощью этой нехитрой вещи. Маска, фильтры — и все дела.
ДОЖДЕВИК
Крылья бывают полные, укороченные и широкие, но объединяет их одно — после дождя от брызг они тебя не спасут. Покупай дождевик — он защитит твою спину.
ЗЕРКАЛО ЗАДНЕГО ВИДА
Устанавливается слева на руле. Если ты катаешься активно и часто, то лучше купить сразу штук пять: вещь крайне недолговечная, но полезная.
Фото 8 - Как выбрать велосипед?
ПЕДАЛИ С КРЕПЛЕНИЯМИ
Если ты достаточно опытный городской юзер, то крепления тебе точно не повредят. Они помогают правильно распределять усилия по всей окружности движения педалей, снижая нагрузку на ноги. Грубо говоря, ехать тебе будет почти в два раза легче. Единственный минус — начинающие велосипедисты могут в креплениях запутаться. Неожиданные неприятности на дороге тебе ни к чему.
ГРОМКИЙ СИГНАЛ
Дзинь-дзиньканьем обычного звоночка ты даже птицу с руля не сгонишь, что уж говорить о движении в толпе людей. Хочешь, чтобы с тобой считались, поставь себе мощный сигнал: одно простое нажатие — и путь свободен.
Комментарии: 0