Аккумулятор для авто очень важен
С наступлением зимы, да и не только в холодное время года, автовладельцев волнует вопрос, как выбрать аккумулятор, и притом сделать это правильно. Как выбирать, оценивать и обслуживать аккумулятор существует немало мифов. Но стоит ли говорить, что они не имеют ничего общего с действительностью. Посмотрим, как на самом деле выбирать аккумулятор для автомобиля, и на какие параметры нужно ориентироваться в своем выборе.
Как выбрать аккумулятор автомобильный по основным параметрам
Емкость
Проще всего выбрать емкость аккумулятора, следуя советам производителей автомобиля. Данное значение мы можем увидеть в Руководстве по эксплуатации. Для легковых карбюраторных автомобилей оптимальной будет емкость 55–60 Ач.
Аккумулятор повышенной емкости устанавливать вообще не слишком целесообразно, а тем более, если системы зажигания и питания настроены правильно, и моторное масло имеет нужную вязкость. Но исключения существуют всегда. Например, такой аккумулятор подойдет, если в машине установлено большое количество энергоемкого электрооборудования и генератор не справляется в условиях городского режима с питанием потребителей, а также с подзарядкой аккумуляторов.
В этом случае и понадобится аккумулятор повышенной емкости, который позволит реже снимать его с автомобиля и подзаряжать. Вероятность того, что утром аккумулятор после вечера, проведенного в пробках, полностью разрядится и его невозможно будет завести, относительно мала. Насколько велика должна быть емкость аккумулятора? Все будет зависеть здесь не от емкости, а от габаритов. Аккумулятор должен, прежде всего, влезать по размерам в место, отведенное специально для него.
Конструкция
Классические обслуживаемые модели
Находятся автомобильные аккумуляторы в пластиковом черном корпусе. Крышка залита смолой и на нее выведены соединительные свинцовые шины между банками. Единственный плюс — возможность разбирать и заменить платины отдельной банки, контролировать напряжение по каждой отдельной банке, а также подзаряжать и разряжать банки по отдельности.
Такой аккумулятор абсолютно ремонтопригоден. В теории его можно эксплуатировать бесконечно, меняя отдельные банки по мере выработки ресурса. Но вы вряд ли будете сами заниматься всем этим, а услуги профессионала и запчастей по цене соизмеримы с новым аккумулятором. Иных плюсов у подобных АКБ нет.
Малообслуживаемые аккумуляторы
Располагаются в полупрозрачном или непрозрачном корпусе с пластмассовой крышкой, которая имеет заливные отверстия для каждой отдельной банки. Внутри корпуса между банками размещаются перемычки.
Главным отличием от АКБ предыдущего типа является внутренняя конструкция и состав сплава, из которого состоят пластины. Пластины в таких аккумуляторах, как правило, помещены в индивидуальных пакетах. Это не позволяет осыпаться продуктам износа пластин, что вызывает замыкание банок. Поэтому под пластинами стало возможным убрать пространство, предназначенное для сбора продуктов износа в аккумуляторах 1-го типа, тем самым повысив над пластинами уровень электролита.
Использование для пластин сплава со сниженным содержанием сурьмы, который обеспечивает гораздо меньшее газовыделение, увеличивает промежутки доливки воды и уровня электролита. Отсюда и название — «малообслуживаемые аккумуляторы». Уровень электролита нужно контролировать в них всего 1–2 раза в год.
Подобные АКБ за счет конструкции и современной технологии производства имеют приемлемую цену и приличные электролитические характеристики. Из недостатков можно отметить малую ремонтопригодность, а также невозможность зараяда-разряда отдельных банок с целью восстановления их характеристик.
По соотношению цены, качества и требованиям к условиям эксплуатации данный тип АКБ — оптимальный выбор для автомобилистов.
Необслуживаемые аккумуляторы
Выпускаемые в пластиковом корпусе, они имеют главную отличительную черту — отсутствие заливных горловин. С атмосферой внутреннее пространство аккумулятора связано через единственное отверстие в боку корпуса.
Данные аккумуляторы не требуют контролировать уровень электролита и доливки воды. Это происходит из-за специального сплава для пластин, газовыделение которых незначительно, и конструкции канала сообщения атмосферы с внутренней полостью. Конструкция этого канала обеспечивает уловление паров электролита, конденсацию и возврат обратно в банки. Такие устройства представляют собой современное поколение АКБ, имеют хорошие электрические характеристики и, конечно же, более высокую цену.
Из недостатков можно выделить чувствительность к неполадкам электрооборудования. Это систематический недозаряд и перезаряд оборудования, резко сокращающий срок службы данных АКБ. Поэтому батареи данного типа рекомендуются для использования в автомобилях со стабильной работой электрооборудования, где соблюден баланс между мощностью генератора и потребителей или с избыточной мощностью генератора.
Производитель
АКБ известных брендов, таких, как Bosh, Varta имеют не только гарантированно высокое качество, но и высокую цену. Если не хочется переплачивать за имя, стоит обратить на изделия менее известных фирм.
Хорошие отзывы у автомобилистов получили изделия фирм Topla из Словении, Fudor из Испании, Multu из Турции, Тюменского аккумуляторного завода из России. Особенно хороши батареи Topla.
Избегайте покупать АКБ, производители которых вам неизвестны. Есть шанс купить батарею низкого качества, имеющую малый срок службы или не обеспечивающую характеристик, заявленных производителем.
Дополнительные характеристики
В первую очередь постарайтесь не ошибиться с расположением клемм. В автомобилях отечественного производства и основной массе импортных в большинстве своем используются аккумуляторы с отрицательной клеммой справа. Чтобы посмотреть так ли это, расположите АКБ клеммами на стороне, которая ближе к вам. Некоторые импортные авто имеют отрицательную клемму справа. Имеются в продаже и варианты с 4 клеммами. Они подойдут для обоих вариантов.
Чтобы окончательно определиться с выбором АКБ, помимо емкости обратите внимание на характеристику максимального тока разряда при низких температурах. Данная величина оказывает значительное влияние на завод двигателя в морозы. Чем больше ее значение, тем только лучше.
В ГОСТ 959-91 и немецком DIN 43539 указывается ток разряда при температуре –18, когда напряжение составит не ниже 9 В на 30-й секунде разряда. Последующий разряд до напряжения 6,0 В должен иметь продолжительность не менее 2,5 минут. Данная величина в стандарте США SAE J537 и Евросоюза EN имеет название «ток холодной прокрутки». Она определяется как ток, напряжение при котором на 30-й секунде (SAE) составит не менее 7,2 В (EN), а на 10-й секунде разряда будет не ниже 7,5 В.
Во второй фазе испытаний используется величина тока, составляющая 0,6 от предыдущей. Время разряда при этом до напряжения 6 В должно составлять не менее 90 секунд. Иногда на АКБ указывается еще и резервная емкость. Она означает время разряда батареи током 25 А, а напряжение на клеммах не упадет при этом ниже 10,5 В. Данный параметр призван показывать время, в течение которого АКБ при не работающем генераторе обеспечит бортовых потребителей.
Проверка батареи
Начнем осмотр с внешнего вида устройства. Проверьте его на предмет повреждений, не имеется ли подтеканий электролита или налета на клеммах. С помощью нагрузочной вилки при покупке вам могут замерить напряжение холостого хода и напряжение под нагрузкой. Что касается напряжения холостого хода, то оно составит не менее 12,5 В и не должно упасть ниже 11 В на 10-й секунде при работе под нагрузкой.
Таким образом, аккумулятор — это ни больше, ни меньше, чем сердце автомобиля, его пульс и жизнь. В отличие от человеческого, его можно выбирать и, сделав это правильно, мы можем надеяться, что аккумулятор, как и наше авто, прослужат нам долго и эффективно.
Комментарии: 0