Как защитить права потребителя
О правах потребителя впервые заговорил Джон Ф. Кеннеди 15 марта 1962 года в обращении к Конгрессу США. Прошло более полувека, и сегодня это понятие существует во всех развитых странах, не исключением стала и Россия. Но каково применение данных норм на практике? Как защитить себя от недобросовестных продавцов?
К кому обращаться за помощью?
Защитой прав потребителей в нашей стране занимается Роспотребнадзор. Хотя, судя по отчетам, в сферу его деятельности чаще попадают общие вопросы «благополучия человека». На мировом уровне существует также CI - Международная Федерация потребительских организаций.
Но на практике если и появляется поддержка, то обычно в лице общественных объединений или же региональных отделений соответствующих госорганов.
- Людей, которым мы помогли отстоять свои права – миллионы, - говорит Надежда Сергеевна Головкова, сопредседатель Союза Потребителей РФ.
Что бывает?
Конечно, при приобретении любого товара или услуги можно столкнуться с недобросовестным продавцом. Однако есть сферы, в которых такой шанс максимален. Это, прежде всего, прямые продажи, доставка грузов и Интернет-торговля. Не всё просто и при покупке в кредит.
В помощь потребителям: советы юриста.
- На слуху несколько скандальных названий: в первую очередь, это пылесосы Кирби, различные БАДы, медицинские приборы, а в последнее время к ним добавилась косметика Desheli, парогенератор Steamray и некоторые другие товары, - сообщает Евгений Борисович Мясин, сопредседатель СПРФ.
Какие существуют права у потребителя?
В действительности, по закону потребитель защищен так, что бояться конфликта следует продавцам. В случае приобретения некачественного товара, покупатель вправе претендовать на замену данной вещи, возврат денег, соразмерное уменьшение цены или безвозмездное устранение недостатков. Причем, выбор требования – за клиентом, а в ряде случаев он может обратиться не только к продавцу, но и к изготовителю или импортеру.
При этом доставка крупногабаритного товара, т.е. весом более 5 кг, осуществляется за счет компании, а не гражданина. Поэтому, скажем, для отправки холодильника в ремонт следует потребовать грузовую машину, а не организовывать перемещение тяжелых предметов самостоятельно.
Кроме того, если человеку данным товаром причинен ущерб (к примеру, новая стиральная машина залила пол, испортив ковер, мебель и свежий ремонт), то можно требовать и возмещения убытков.
Вопросы доказывания
Итак, теоретически потребитель - едва ли не более сильная сторона в споре. Однако на практике сложности вызывает проблема доказывания. В идеале пострадавшему необходим лишь чек (подтверждение приобретения вещи у конкретного продавца) и заключение экспертов, устанавливающее причины повреждения товара. Но каждый ли легко предъявит оба эти аргумента?..
По закону отсутствие чека не является основанием для отказа потребителю в его требованиях. Но как без платежного документа человек будет доказывать факт приобретения товара именно в этом магазине? Хорошо, если есть свидетели или найдется запись с камеры наблюдения. Но далеко не каждый ходит за покупками в сопровождении, а видео, не выгодное его владельцу, наверняка будет утеряно или испорчено.
В помощь потребителям: советы юриста.
Что касается заключения специалиста о причинах повреждений, то оно делается за счет компании, а не потребителя. Другое дело, что в таком случае оно вряд ли будет независимым. Большинство крупных предприятий сферы торговли и услуг в постоянном режиме сотрудничают с избранными экспертами, а многие за свой счет создают соответствующие фирмы.
В заключение
- Он действительно самый востребованный, работающий и действенный в гражданском законодательстве, - говорит о российском законе «О защите прав потребителей» Н.С. Головкова.
И с ней можно согласиться, только следует соблюдать несколько правил: всегда сохранять платежные документы, за крупными покупками ходить, по возможности, со свидетелями и быть готовым за свой счет провести экспертизу (эта сумма потом взыскивается с продавца). Но лучшее, что можно сделать для защиты своих интересов, это приобретать товары, работы и услуги в известных компаниях, которые дорожат своей репутацией. Тогда большинство проблем решаются после написания пары строк в книге жалоб и предложений.
Комментарии: 0